Что нужно знать о развитии речи ребенка.

 

Речь — один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребенка. Это обусловлено исключительной ролью, которую она играет в жизни человека. Благодаря речи люди сообщают мысли, желания, передают свой жизненный опыт, согласовывают действия. Она служит основным средством общения людей. Речь одновременно это и необходимая основа мышления, и его орудие. Мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция и другие) развиваются и совершенствуются в процессе овладения речью. От уровня речевого развития зависит общее интеллектуальное развитие. Речь выступает как средство регуляции психической деятельности и поведения, организует эмоциональные переживания. Развитие речи оказывает большое влияние на формирование личности, волевые качества, характер, взгляды, убеждения. Можно сказать, что речь человека — это его визитная карточка. Речь ребенка отражает социальную среду, в которой он растет. Дети с нарушениями речи входят в группу риска по адаптации в школе.

Младенческий возраст

Повод для обращения к специалисту:

 нет реакции на звуки, поворота головы в сторону взрослого; недостаточная интонационная выразительность, немодулированность крика, отсутствие подготовительного кряхтенья перед криком, однообразное гуление, отсутствие смеха; нет  избирательного внимания к речи окружающих.

7—10 месяцев

Повод для обращения к специалисту:

 отсутствие или рудиментарность лепета (нет отраженного лепета), невыполнение простых словесных команд, отсутствие подражательных игровых действий.

10—12 месяцев

Повод для обращения к специалисту:

 нет реакции на свое имя; отсутствие лепетных слов.

Ранний возраст

Повод для обращения к специалисту: стойкое и длительное по времени отсутствие речевого подражания новым для ребенка словам. (Такая остановка может быть при нормальном развитии речи, но не долее полугода после появления первых трех-пяти слов.) При появлении речевого подражания ребенок, воспроизведение части вместо целого слова, искажение или использование  аморфных слов-корней. Например: дека — девочка, пику — купи. Отсутствие фразы. Нет глаголов.

Грубое искажение предложения, например: Аня хочет нет — Я не хочу.

Не говорит о себе в первом лице (не пользуется местоимением «я»).

Высовывание кончика языка между зубами во время речи. Звуки имеют носовой оттенок или произносятся с «хлюпаньем»,.

Дошкольный возраст

Повод для обращения к специалисту:

 ограниченность бытового словаря:

-не может или затрудняется сгруппировать и назвать предметы (действия, признаки) по обобщающему признаку одним словом: овощи, фрукты, деревья и т.д.;

- затрудняется заменить слово синонимом: собака — пес, смотреть — глядеть и т.д.;

-подобрать к слову антоним: сахар — соль, холодный — горячий, и т.д.

Нет активности в речевом общении. Не может связно рассказать о происходящих событиях, неправильно произносит звуки, искажает слоговую структуру слов.

 

         Речевые трудности у детей.

1. Ребенок не говорит совсем.

ОТСУТСТВИЕ   РЕЧИ   В ТРИ ГОДА — НЕ ПРОСТО ЗАПАЗДЫВАНИЕ — ЭТО СИГНАЛ О ГРУБОМ РЕЧЕВОМ НАРУШЕНИИ! Необходимо срочно обратиться к специалисту!

2. Задержка на стадии называния.

Ребенок называет предметы в конкретной ситуации (как правило, только под влиянием образца взрослого), долго остается на уровне их обозначения, предложений в речи нет. В реальном общении с людьми вместо речи — жесты, движения, требовательные возгласы и т.п.

 

  1. Говорит, как маленький.
  2. Речь невнятная.
  3. Отказывается говорить.
  4. В речи появились запинки.

.

Для нормального становления речевой деятельности необходимы определенные условия психического развития. Прежде всего, необходимо, чтобы у ребенка:

-достигли определенной степени зрелости различные структуры головного мозга;

-правильно и координированно работали голосовые и дыхательные системы, органы артикуляции;

-были достаточно развиты слух и зрение, двигательные навыки, эмоции;

-сформировалась потребность в общении.

Речь детей формируется под влиянием речи взрослых, педагогического воздействия и условий жизни. Это влияние благотворно, когда ребенок слышит правильную речь, получает от взрослых образцы речи,  живет в здоровой обстановке. Нарушение такого влияния задерживает развитие речи ребенка.

Без наличия языковой среды немыслимо развитие речи. У глухонемых родителей, например, дети с нормальным слухом долго не говорят (иногда до 4—5 лет). Чем больше ребенок повседневно общается с окружающими его людьми, тем раньше и лучше начинает говорить.

Игнорирование взрослыми особенностей детской речи очень вредно. Многие родители думают, что детям не следует помогать, что это бесполезно, что ребенок вырастет и сам научится говорить. Часто члены семьи подлаживаются к языку ребенка, при разговоре сюсюкают. Это им кажется чрезвычайно забавным и милым. Так они не только не стимулируют ребенка к овладению нормальным произношением, но еще более закрепляют его детский лепет.

Но это не значит, что надо говорить с маленькими детьми обязательно по-взрослому. Соответственно возрасту закономерно приспособляться к речевым возможностям ребенка и употреблять наряду с обычными словами более легкие, как-то: мяу, вау-вау, бай-бай и т. п., постепенно, без особой задержки заменяя их более сложными, но доступными для подражания названиями (киса, боба и т. п.). Говорить же трех- или четырехлетнему ребенку: дя-й вместо дай, масюсенький вместо маленький, тпруа вместо гулять непозволительно.

На основе проведенных опытов и обследований большого количества детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы, если же развитие движений пальцев отстает, то и отстает речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.

Из этого сами делайте выводы: с ребенком надо лепить , рисовать, делать массаж пальчиков и различные упражнения.