Современные образовательные технологии.
В понятие педагогической технологии входят:
- концептуальная основа;
- содержательная часть обучения (цели обучения и содержание учебного материала);
- технологическая часть (организация учебного процесса, методы и формы учебной деятельности, методы и формы работы педагога; диагностика).
- По мнению Г.К. Селевко, любая педагогическая технология должна удовлетворять некоторым основным методологическим требованиям (критериям технологичности). Концептуальность предполагает опору на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей.
Системность включает наличие всех признаков системы: логики процесса, взаимосвязи всех его частей, целостности.
Управляемость дает возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средствами и методами с целью коррекции результатов.
Эффективность усматривает оптимальность по затратам, гарантию достижения определенного стандарта обучения.
Воспроизводимость подразумевает возможность применения (повторения, воспроизведения) педагогической технологии в других однотипных образовательных учреждениях, другими субъектами.
Образовательные технологии и методики |
Цель использования технологий и методик |
Описание внедрения в педагогическую деятельность |
Результаты использования |
Здоровьесберегаю-щие технологии. 1.Дыхательная гимнастика. |
Стимулирует работу мозга, регулирует нервно -психические процессы. |
Упражнения для дыхания на индивидуальной, фронтальной, подгрупповой НОД по лексическим темам. |
|
2.Зрительная гимнастика. |
Снимает напряжение с глаз, способствует тренировке зрительно-моторной координации. |
Использование упражнений после напряженной работы. |
Профилактика миопии. |
3.Релаксация. |
Снимает напряжение, чувство беспокойства. |
Является одним из этапов работы в нод. |
Развивается умение управлять своим телом, контролировать свои эмоции, чувства, ощущения. |
4.Мимическая гимнастика. |
Способствует коммуникации, эмоциональному развитию. |
Выполняется на каждой НОД, перед зеркалом, по подражанию или словесной инструкции. |
Более четкая мимическая картина. |
5.Динамические паузы в сочетании с речевым материалом. |
Развитие общей моторики, координации движений и речи, снятие мышечного напряжения. |
Физминутки по лексическим темам. |
Повышенная работоспособность, профилактика нарушения осанки и плоскостопие. |
6.Гимнастика для пальчиков. |
Развитие мелкой моторики и навыков самообслуживания, манипуляции с предметами, ручной умелости,снятиесинкенезий и мышечных зажимов. |
Крупотерапия, пескотерапия, су-джоки, мозаика, массажные мячики, игры с прищепками, со счетными палочками. |
Прямо пропорциональная зависимость развития мелкой моторики и речи. |
7.Психогимнастика. |
Обучение детей выразительным движениям, тренировка психомоторных функций, снижение эмоционального напряжения. |
Игры и этюды на НОД |
Развитие эмоциональной сферы, рефлексии чувств. |
8.Сказкотерапия при выполнении артикуляционной гимнастики. |
Нормализация речевой моторики, эмоциональное развитие. |
Сказки по лексическим темам на НОД. |
Улучшение произносительных навыков. |
9.Биоэнергопластика. |
Активизация интеллектуальной деятельности, развитие координации, мелкой и артикуляционной моторики. |
На каждого ребенка существует комплект красных варежек, олицетворяющих язычок, надевая которые дети выполняют гимнастику для язычка. |
Улучшение речи. |
10.Самомассаж лицевой и пальцевой мускулатуры. |
Стимулирование и активизация мышечного тонуса. |
Комплексы упражнений на НОД, как один из этапов работы. |
Укрепление мимической мускулатуры, формирование тактильных ощущений, развитие речи. |
Технология проблемного обучения |
Развитие познавательной активности. |
Последовательное, целенаправленное выдвижение перед воспитанниками познавательных задач. |
Активное усвоение знаний. |
Технология концентрированного обучения. |
Создание максимально близкой к естественным психологическим особенностям человеческого восприятия структуры образовательной деятельности. |
Тематическое планирование. |
Углублённое и всестороннее освоение материала. |
''Технология развивающего обучения. |
Развитие личности и её способностей. |
Ориентация познавательной деятельности на потенциальные возможности ребенка. |
Развитие всех компонентов языковой системы. |
Технология дифференцированного обучения |
Создание оптимальных условий для выявления и коррекции речевыхрастройств. |
Усвоение программы на различных планируемых уровнях. |
Чистое звукопроизношение, достаточный словарный запас, грамматически правильно построенные предложения и высказывания. |
Технология игрового обучения |
Развитие воображения, внимания, памяти, речи,мышления, умения сравнивать, сопоставлять, находить аналогии. |
Дидактические и словесные игры, игры на развитие психических процессов, фонематического слуха и звукового анализа, слоговой структуры, по обучению грамоте. |
Повышение познавательной активности, формирование мотивации учебной деятельности. |
Использование современных образовательных технологий и методик - залог высоких результатов коррекционной работы