Игровые приемы в логопедической практике

При проведении логопедических занятий мы часто сталкиваемся с необходимостью разнообразить приёмы своей работы  потому, что  важно не только реализовать поставленные задачи, но и длительное время удерживать внимание детей на учебном материале.

В своей работе над произношением я активно использую  нетрадиционные методы: кинезиологические упражнения,  биоэнергопластику. 

 Кинезиология – наука о развитии головного мозга через определённые двигательные упражнения. Основателями кинезиологии являются  американские педагоги, доктора наук Пол и Гейл Деннисоны.

Биоэнергопластика является новым и интересным направлением работы по развитию речи детей и включает в себя три понятия: био – человек, энергия – сила, пластика- движение. Биоэнергопастика направлена на совместные движения рук и артикуляционного аппарата, что способствует активизации естественного распределения биоэнергии в организме.

Благодаря использованию элементов кинезиологии и биоэнергопластики у детей происходит:

- улучшение памяти, внимания, мышления;

- повышение способности к произвольному контролю;

- улучшение общего эмоционального состояния;

- повышается работоспособность, уверенность в себе;

- стимулируются двигательные функции;

- снижается утомляемость;

- улучшаются пространственные представления; 

- развивается артикуляционный аппарат;

- стимулируется речевая функция;

Сегодня я хочу представить вам игровые приемы, используемые мной при автоматизации звуков. Буду рада, если данные методы вы будете использовать в своей работе.

 

Предлагаю вам хитрую игру. Называется она «Удар по столу». Я кладу  на стол правую руку ладонью вниз и говорю кусочек слова. Например: ал. Вы должны произнести этот кусочек и одновременно ударить кулаком по столу. Внимание: не забывайте смотреть на мою руку! Как только увидите, что я перевернула руку ладонью вверх – немедленно замолкайте и прекращайте бить по столу. Сколько раз вы ударили по столу после того, как я перевернула руку, столько у вас штрафных очков.

Ал – ол – ул – ыл – ел – ял – ол – ыл – ал и т.д.

А теперь азартная игра. Я кладу на стол руку, в которой зажата конфета. Вы делаете все, то же самое, бьете по столу и произносите кусочки слов, и при этом зорко смотрите на мою руку. Если я внезапно разжала руку, вы должны немедленно замолчать и попытаться схватить конфету! Учтите: если вы вовремя не заметите, что я разжала руку и не попытаетесь ухватить конфету, я снова сожму ладонь и конфета вам не достанется…  Не зевайте, будьте бдительны!

Ла – ло – лу –лы – лэ – ло –ла –лу – лэ – лы и т.д.

«Зеркальное рисование». Это рисование двумя руками одновременно, при выполнении этого задания расслабляются руки и глаза, способствует синхронизации работы полушарий головного мозга, что позволяет более эффективно корректировать отклонения в развитии речи детей. Также позволяет проводить работу над грамматическими категориями, рисуя правой рукой круги и произнося слова. Левой рукой рисуем круги при произношении слов с уменьшительным или увеличительным значением.

 

«Кулак-ребро-ладонь» - три положения руки на плоскости последовательно сменяют друг друга. Выполняется сначала правой рукой, затем левой рукой. Затем двумя руками одновременно. На этапе автоматизации звуков я добавляю к движениям рук произношение слов с автоматизируемым звуком.

 

«Лезгинка» -чередование положений рук с одновременным произношением какой-либо чистоговорки.

Со – со – со - у Сони  колесо.

Су – су – су – мы видели лису.

 

Играем в «Цап-цап, или Убери палец»

Приставляем палец к моим ладоням и повторяем за мной разные слова. Слушайте внимательно: как только я скажу слово «клей» надо немедленно отдернуть руку, иначе я схвачу палец и он так и останется приклеенным к моей ладони.

Аллея  лилия  линейка  Илья  Юля  поленья  колья  июль  ели  лейка  белье  Наталья  талия клей  лисичка  лимон люк  клей  поляна  малина  Люба  туфли  липа  клей

 

Игра «Не одно и тоже»

Я буду кидать вам мячик и называть слова, например: Носок-носки  или сумка - сумки вы должны ловить мячик и кидать мне обратно. Повторяя то, что я сказала. Не забывайте правильно произносить звуки. Но будьте внимательны если я что-нибудь перепутаю, например, скажу  «носок - сумки» . Ни в коем случае не ловите мяч и не повторяйте этой чепухи! Вы ведь знаете, что носки и сумки - это не одно и то же. Учтите, сколько раз вы ошибетесь,  столько  слов с этим звуком нужно будет придумать.

Сапог – сапоги

Совок –совки

Капуста – коляски

Кусок – куски

Стол – столы

Самолет –самолеты

Коса –лисы

Сумка – сумки

Суп – бусы

Косынка - косынки

 

Играем в «Зеркало»  Я произношу разные фразы и делаю то, что в них говорится. Вы должны повторить фразу, которую я произнесла и выполнить то же самое движение, которое я сделала, так как будто вы мое отражение. Смотрите не запутайтесь с правой и левой стороной. Запомните: если я подняла правую руку-вы  должны поднять левую!

Я мою плиту водою. (Круговые движения правой рукой)

Я даю Оле юбку. (Протянуть левую руку вперед)

Я ем малину и калину. (Поднести правую руку ко рту)

Я гуляю по поляне. (движения пальцами левой руки)

Я купаю Лялю. (Правой рукой сделать движения, как будто поливаешь ребенка из кувшина)

Оля дает опята Коле. (Протянуть левую руку вперед)

Надя и мама пекли блины. (Сделать правой рукой движение, будто помешиваешь ложкой в миске)

После такой напряженной деятельности нужно немножко  отдохнуть. Я буду читать короткие фразы и стишки, а вы красиво и четко их повторять. Но постарайтесь не потерять бдительность, потому, что я буду вас запутывать.

Илья и Юля гуляют по аллее.

Юля и Лиля надевают туфли.   Кто гуляет по аллее?

Лиля льет воду на лилию.

У Юли линейка, а у Ильи клей.       Что у Юли?

Три свиристели

Еле-еле

Свистели на ели.

Юля и Илья вылепили оленя.

У Юли лейка.                                   Кто лепил оленя?

Юля поливает лицо из лейки.

Коля и Толя бегали в поле.             Что Коля и Толя             

                                                            делали в поле?

Я водою Лилю мою

Лилю мою, мою, мою.

 

         В каждой игре речевой материал подбирается в соответствии с автоматизируемым звуком.