Советы логопеда.

                    Нянькайте и тетешкайте малышей.

Детство наших прабабушек и бабушек сопровождалось играми и потешками, теперь почти забытыми. С пальчиковыми играми ребенок встречался уже в колыбели, вернее, на коленях у мамы, бабушки или няни. Мало кто знает, что любимая всеми «сорока-белобока» не заканчивалась покачиванием бездельника-мизинца, а имела продолжение с поглаживанием у ребенка запястья, локтя и щекотанием подмышки. Смысл этой потешки в том, что она дает малышу радость от ощущения телесного контакта, предотвращает возможность возникновения неврозов, в дальнейшем дает чувство самообладания.

Вспомним рекомендации педагогов и медиков 10-летней давности: «Пусть ребенок спит в своей кроватке», «Не берите на руки без необходимости», «Не тискайте малыша». Результат – второе, если не третье поколение мам, не умеющих (и не желающих)  ласкать своего ребенка. А малышей можно и нужно тормошить, нянькать, тетешкать, щекотать, подбрасывать, поглаживать!

Для подросших детей, не получивших или недополучивших своей доли радостного телесного контакта с матерью, пальчиковые игры приобретают уже не развивающее, а терапевтическое значение. Вот две русские забытые игры, так любимые ребятами.

Ласточка, перепелочка.

Правая ладонь ребенка ложится на левую ладонь взрослого. Медленно, тихо и ласково взрослый произносит: «Ласточка» - и одновременно пальцами правой руки проводит побольшому пальцу малыша от основания до кончика. Затем с тем же словом поглаживает второй палец малыша. Перебрав несколько пальцев таким образом, взрослый не меняя интонации, произносит одновременно с поглаживанием: Перепелочка». Задача ребенка – как можно быстрее отдернуть руку, так как на последнем слоге этого слова взрослый схватит его за кончик пальца и начнет трясти, радостно приговаривая: «Поймал, поймал!» После того, как «перепелка» была поймана или «улетела», игра продолжается с другой рукой малыша. Освоив игру, ребенок сам часто предлагает перемену ролей с удовольствием ловит «перепелку» -палец взрослого.

Банька.

Кончики пальцев левой и правой рук взрослого смыкаются, ладони расходятся под углом – «выстроена банька». Ребенок проводит указательным пальцем между пальцами взрослого, прося: «Пусти в баньку!» «Мыльца нет!» так поочередно каждый пальчик малыша «просится в баньку» - взрослый может ответить: «Водичка холодна» или «Веничка нет!» Наконец, взрослый зовет: «Ну, иди!» Малыш просовывает палец между ладонями взрослого и старается сразу же выдернуть его, до того, как взрослый, зажав палец ладонями, начнет его тереть, приговаривая: «Жарко, жарко, жарко!»

Такие игры дают и родителям, и ребенку не только радость общения, но, что очень важно, развивают речь малыша, формируют умение жить в согласии с миром.

                                                            Ирина Кича, учитель-логопед МАДОУ №170.