Развитие связной речи детей в старшей логопедической группе.

Тема: Формирование навыка пересказа на материале сказки с использованием опорных картин.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

-формировать навык пересказа короткого произведения по опорным картинкам.

-учить связно и последовательно передавать содержание текста.

-уточнять и расширять словарный запас детей на основе наращивания семантических полей.

-поддерживать стремление детей к самостоятельному пересказу.

 

Коррекционно-развивающая:

-развивать диалогическую и монологическую речь, общую моторику, зрительное внимание.

Коррекционно-воспитательные:

-формировать навыки сотрудничества, положительной установки на участие в занятии.

-стимулировать интерес детей к слушанию пересказа товарища.

-воспитывать чувство гордости за умение излагать свои мысли на родном языке.

 

Оборудование: гимнастические палки, «волшебная» книга, карточки для обозначения слов, фланелеграф, предметные картинки к сказке, «волшебные» цветы, диктофон.

 

Вы знаете, ребята, что перед Новым Годом всегда происходят чудеса. Вот и мы с вами отправимся в волшебную, белую сказку. Чтобы попасть в эту сказку, нужно пройти по «волшебному» мостику:

На носочках, осторожно.

Перейти мосточек можно.

Тише-тише, не спешите,

Бревнышки не раскатите!

Дети ставят руки на пояс и осторожно, на носках ступают между гимнастическими палками, стараясь не раскатить их.

Вот мы и попали в белую сказку. Посмотрите, как вокруг красиво, светло, бело. Здесь все волшебное. Волшебный белый снег совсем не холодный. Давайте сядем на снег и послушаем волшебную, белую сказку.

Рассказывание сказки.

Белая сказка.

Пушистый, белый кот спал на подоконнике. Вот он проснулся, поглядел в окно и ахнул: за окном все было белым. Ночью выпал снег и покрасил все в белый цвет. Пушистый белый ковер лежал на земле. Деревья надели белые шапки. Крыши домов покрылись белыми платками. А в воздухе кружились белые снежинки. Коту захотелось остаться в этой сказке. Он свернулся клубком и уснул.

Вопросы к сказке:

-Интересная была сказка?

-Кто спал на подоконнике?

-Чему удивился кот?

-Где лежал пушистый ковер?

-Что одели деревья?

-Чем накрылись крыши домов?

-Что кружилось в воздухе?

 

Словарная работа.

 

 В нашей сказке встретилось выражение: «пушистый, белый ковер на земле». Как вы его понимаете?

 ( В случае затруднений, задаю вопросы:  Снег был какой? На что он был похож?)

 

Как вы понимаете выражение: «Деревья надели белые шапки?» «Крыши домов накрылись белыми платками?»

Посмотрите, какой образный наш русский язык, как красиво можно сказать, про обыкновенные предметы, которые вы видите каждый день: снег на земле - белый ковер, снег на деревьях – белые шапки, снег на крышах домов – белые платки. Такие красивые, образные выражения есть только в нашем родном языке.

А как вы думаете, что я рассказывала: сказку или рассказ? Почему вы так думаете? Вспомните, как я назвала это произведение?

Формирование ассоциативных связей.

Перечислите, что в сказке было белым? А что еще может быть белым?

Работа над семантическим полем.

-Вам понравилось играть в слова? Давайте мы сейчас поиграем с большой, «волшебной» книгой. О ком была сказка? Вот со словом  «кот» мы сейчас и поиграем. Вспомните слова-предметы, связанные со словом кот.

        

         -Какие части тела есть у кота?                        -А что кот умеет делать?

 

-Расскажите мне, какой может быть кот. (Все, названные детьми слова, обозначаются карточками.)

Развитие опосредованной памяти.

А если кот любит играть, он какой? (игривый) Обозначим это слово вот такой карточкой (Мяч)

Чтобы поймать мышку,  коту нужна быстрота, значит он какой? (быстрый) Обозначим это слово вот этой карточкой. (Ракета)

А еще коту нужно быть гибким, чтобы достать до любой части тела. Запомнить это слово вам поможет вот эта карточка. (Лента)

Давайте еще раз повторим все слова-определения о коте. Кот - какой?

А теперь задание для самых внимательных: вспомните первое предложение нашей сказки. А помогут нам наши карточки- слова. « Пушистый. Белый кот спал на подоконнике.»

Физминутка.

Кот спит на подоконнике. Давайте и мы с вами отдохнем, поспим, как котята.

 А теперь мы проснулись, потянулись, умылись, встряхнулись и улыбнулись. (Имитация действий кота)

Готовы играть дальше?

 

Установление последовательности действий.

Мы поиграли со словами, теперь давайте снова вспомним сказку, которую я вам рассказывала. Самые внимательные мне скажут: «Какое движение кот выполнил раньше, а какое - позже?»

Проснулся или посмотрел?

Увидел или удивился?

Удивился или уснул?

 

Повторное рассказывание сказки с установкой на пересказ.

А вы бы хотели сами быть сказочниками? Тогда послушайте эту сказку еще раз и постарайтесь запомнить. Затем мы запишем ваши сказки на диктофон, чтобы вечером прослушать и выбрать самую интересную. Кто хочет, может рассказывать по картинкам, а кто хорошо запомнил сказку, может ими не пользоваться.

Рассказывание сказки детьми.

Вы так хорошо рассказывали, что в нашей белой, чудесной сказке для вас распустились «волшебные» белые цветы. Возьмите их на память о нашей сказке.