Принято советом педагогов Протокол № 20 от 8 сентября 2014г. |
УТВЕРЖДАЮ: Заведующий МАДОУ детский сад № 170 КГО __________С.А.Путинцева Приказ № 88 от 8 сентября 2014г. |
Положение
о логопедическом пункте
при Муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении детском саде № 170 Камышловского городского округа
Положение
о логопедическом пункте
при Муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении детском саде № 170 Камышловского городского округа
I. Общие положения
1. Настоящее положение регламентирует работы и основные направления правовой, образовательной и коррекционной деятельности логопедического пункта (далее – логопункта) в Муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении детский сад №170 Камышловского городского округа (далее - МАДОУ) в соответствии с Законом РФ от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Законом Свердловской области от 15.07.2013г. №78-ОЗ «Об образовании в Свердловской области», Приказом Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013г. №1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования», на основании инструктивного письма Министерства общего и профессионального образования Свердловской области «О Примерном положении о логопедическом пункте при ДОУ» от 25.03.2002г. № 05-05-805, Положения о логопедическом пункте при дошкольном образовательном учреждении, утвержденного постановлением Главы Камышловского городского округа от 21.05.2008г № 598.
2. Логопункт в МАДОУ организуется для:
- выявления особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом здоровье;
- осуществления индивидуально – ориентированной психолого – медико-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей.
- возможности освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья основной общеобразовательной программы и их интеграции в образовательном учреждении;
- организации взаимодействия всех субъектов коррекционно-образовательного процесса в реализации комплексного подхода при реабилитации детей с проблемами речевого развития;
- распространение логопедических знаний среди педагогов и родителей с целью профилактики речевых нарушений у детей, а также для оптимизации процесса логопедического воздействия.
Основными задачами учителя – логопеда на логопункте являются:
- осуществление необходимой коррекции нарушений звукопроизношения и фонематического восприятия у детей дошкольного возраста.
- своевременное предупреждение и преодоления трудностей речевого развития.
- воспитание стремления воспитанников к преодолению недостатков речи, сохранению эмоционального благополучия в своей адаптивной среде.
- реализация возможности интегрировать воспитание и обучение в группе общеразвивающей направленности с получением специализированной помощи в развитии речи.
- организация взаимодействия всех субъектов коррекционно - образовательного процесса в реализации комплексного подхода при реабилитации воспитанников с проблемами речевого развития.
Основными направлениями деятельности являются:
-Диагностическое (осуществление мониторинга коррекционного процесса).
-Коррекционно – развивающее (создание условий для эффективной коррекции и компенсации недостатков устной речи воспитанников с учетом их ведущего вида деятельности).
-Информационно – методическое:
а) составление проектов индивидуальных маршрутов коррекции и компенсации речевых нарушений разной степени тяжести, различной обусловленности,
б) оказание консультативной помощи педагогам и родителям;
в) сбор информации о деятельности логопункта и ее анализ.
II. Комплектование логопедического пункта МАДОУ
- Комплектование логопункта осуществляется из числа воспитанников с нарушениями речи старшего дошкольного возраста, посещающих МАДОУ.
- Зачисление и выпуск воспитанников на логопункте осуществляется на основании заключения Психолого- медико- педагогической комиссии (далее- ПМПК), приказа заведующего МАДОУ.
- Комплектование логопункта осуществляется на основании заключений следующего характера:
-ФНР (фонематическое недоразвитие речи);
-ФНР (фонетическое недоразвитие речи);
-ФФНР (фонетико-фонематическое недоразвитие речи);
-ОНР (общее недоразвитие речи) III, IV уровней у детей с разной клинической обусловленностью: дислалией, дизартрией, ринолалией, алалией, афазией;
-заикание.
4. Учитель – логопед в течение учебного года проводит обследование речевого развития воспитанников МАДОУ старшего дошкольного возраста. По результатам обследования формируется состав детей для направления в ПМПК.
- Утверждение списочного состава осуществляется заведующим после предъявления заключения ПМПК в срок до 31 мая текущего учебного года.
- Прием детей на логопункт производится по мере освобождения мест в течение всего учебного года.
III. Организация деятельности логопедического пункта в МАДОУ
- Логопедический пункт является структурным подразделением МАДОУ КГО детский сад № 170.
- Для организации деятельности логопункта в штатное расписание Учреждения вводится должность учителя-логопеда из расчета до 20 детей 5-6 летнего возраста с нарушением речи на 1 ставку.
- Учителем-логопедом назначаются лица с высшим дефектологическим образованием, владеющие методами нейропсихологического обследования детей с нарушением речи и других высших психических функций, индивидуально-подгруппового обучения, теоретическими и практическими знаниями в области логопедии, предусмотренными программой подготовки в соответствии с требованиями квалификационной характеристики.
- Основными формами организации работы с воспитанниками, имеющими нарушения речи на логопункте, являются индивидуальные и подгрупповые занятия (в соответствии с сеткой работы специалиста).
- Группы комплектуются детьми с однородными нарушениями речи:
- с общим недоразвитием речи (ОНР)- до 3-5 человек;
-с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (ФФНР) – до 5-6 человек;
-с заиканием – до 5-6 человек.
- Основными формами организации логопедической работы являются индивидуальные и групповые занятия, количество и продолжительность которых зависит от психофизических и возрастных особенностей ребенка (от 15 до 25 минут не менее 2-3 раз в неделю с каждым ребенком); темы групповых и индивидуальных занятий с детьми и учет посещаемости детей отражаются в журнале логопедических занятий.
- Продолжительность занятия не должна превышать время, предусмотренное физиологическими особенностями возраста детей и «Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами № 2.4.1.3049-13. Периодичность индивидуальных и подгрупповых занятий, наполняемость подгрупп зависят от характера нарушения речевого развития детей.
- Периодичность занятий:
-групповое занятие с детьми, имеющими ОНР (общее недоразвитие речи) различной клинической обусловленности, проводится не менее 3-х раз в неделю;
- с группой детей, имеющих ФФНР и ФНР, - не менее 2-х раз в неделю;
-с группой детей, имеющих фонетический дефект - не менее 1-го раза в неделю;
- с группой заикающихся детей - не менее 3-х раз в неделю.
- Общая продолжительность курса логопедических занятий зависит от индивидуальных особенностей воспитанников и составляет:
6 месяцев – с воспитанниками, имеющими фонетические нарушения речи;
12 месяцев – с детьми, имеющими фонетико-фонематические нарушения речи с ОНР IV уровня (нерезко выраженное ОНР), по заключению ПМПК, детям с ОНР III уровня может быть продлен срок пребывания на логопункте.
- Ответственность за обязательное посещение воспитанниками занятий на
логопункте несет учитель-логопед.
11. Распределение рабочего времени учителя-логопеда осуществляется следующим образом:75% - работа с детьми, 15% - консультативно - методическая работа, 10% - работа с документацией.
12. На логопункте могут быть оказаны дополнительные платные услуги по индивидуальной коррекции речи, по запросам родителей (законных представителей).
IV. Участники коррекционно-образовательного процесса
- Участниками коррекционно-образовательного процесса на логопункте являются: воспитанник, родители (законные представители), учитель-логопед.
- Учитель-логопед взаимодействует с воспитателями МАДОУ, специалистами МАДОУ, учителями-логопедами других МАДОУ города и врачами детской поликлиники.
- Для фиксирования коррекционно-образовательного процесса учитель-логопед ведет на логопункте следующую документацию:
- журнал регистрации воспитанников с нарушениями речи;
- журнал учета посещаемости;
- расписание занятий, заверенное Заведующим МАДОУ;
- карту обследования речевой деятельности (речевая карта);
- индивидуальный маршрут работы с воспитанником;
- годовой план работы учителя-логопеда;
- тетради взаимодействия учителя-логопеда с воспитателями групп;
- тетрадь взаимосвязи логопеда с родителями;
- паспорт логопедического кабинета с перечнем оборудования и пособий;
- расписание занятий и циклограмму использования рабочего времени;
- аналитическую справку по результатам деятельности за год.
V. Управление логопедическим пунктом МАДОУ.
- Непосредственное руководство работой логопункта осуществляется Заведующим МАДОУ, в ведении которого находится логопункт.
VI. Материально-техническая база и финансовое обеспечение работы логопедического пункта.
- Для логопункта в МАДОУ выделяется кабинет, отвечающий требованиями СанПиНа.
- На администрацию МАДОУ возлагается ответственность за оборудование логопункта, его санитарное состояние и ремонт.