Возраст |
Нормальное речевое развитие |
Отклонение в речевом развитии |
3 месяцев |
Гуление (произнесение отдельных звуков, пропевание гласных). Интонированный крик. |
Ребенок не пользуется криком для коммуникации со взрослым, редко произносит согласные звуки, не пропивает гласные. Монотонный крик. Нет двигательной реакции на звуки, голос взрослых. |
6 месяцев |
Лепет (интонированное произнесение цепочек одинаковых слогов, соотнесение их с конкретными лицами, предметами). Подражание артикуляционным движениям губ взрослых. |
Произносит отдельные согласные, гласные монотонно или интонировано. Отсутствует произнесение слогов. Не внимателен к голосу, речи окружающих. |
9-10 месяцев |
Лепетные слова («мам», «баба»). Реагирует на свое имя, музыку, узнает голоса близких, выполняет элементарные словесные просьбы: «Помаши ручкой – до свидания». |
Произносит отдельные звуки, не связывая их в слоги. Не соотносит голос, имя с близким взрослым, название с предметом, нет поисковых реакцией глаз на вопросы: «Где киса?, Где мама?» |
12 месяцев |
Понимает до 30 лепетных слов. Четко произносит первые слова (10-15) (папа, мама, деда, Катя). Усваивает и воспроизводит интонацию, ритм, мелодику. |
Произносит отдельные звуки, слоги. Нет лепетных слов. Может использовать для контакта со взрослым жесты, мимику, интонацию. |
2 год жизни (1г 2мес – 2 года) |
Понимает до 30 лепетных слов. Четко произносит первые слова (10-15) (папа, мама, деда, Катя). Усваивает и воспроизводит интонацию, ритм, мелодику. Фраза из слов-корней: «ма! Да» - «мама, дай»; «качу пи» - «хочу пить». Расширение объема пассивного словаря. Активизация словарного запаса до 40-100 слов. Развитие интонации, ритма, мелодики речи. Формирование фонематического слуха (показывает предметы, названия которых отличаются одним звуком (мишка – миска).Оречевление манипуляций с предметами. |
Произносит отдельные звуки, слоги, слова. Не связывает слова в предложение. При произношении звуков кончик языка виден между зубов. Может использовать для контакта со взрослым, сверстником жесты, мимику, интонацию. Не оречевляет действия с предметами. Не внимателен к речи взрослых. |
3 год жизни |
Предложения без соответствующего грамматического оформления. Формирование словоизменения (Маши нет куки – У Маши нет куклы). Активный словарь состоит из 200-400 слов. Правильно произносят гласные, некоторые согласные. |
Для коммуникации пользуется отдельными звуками, лепетными словами, предложением с грубыми аграмматизмами (перестановка слов, отсутствие словоизменения), жестами, мимикой, интонацией. Голос с носовым оттенком, язык просовывается между зубами при произнесении звуков, слов. |
4 год жизни |
Словарь расширяется: названия бытовых предметов, действий, размеры, цвета, формы4 некоторые качества. Используют обобщающие слова. Начинают ориентироваться во времени и пространстве. Пользуются сложными предложениями (ошибки: пропуск, перестановка слов, пропуска, замена союзов). Начинает составлять небольшие рассказы – описания. В активном словаре 500-600 слов. Понимает и пользуется обобщающими словами. Усваивает нормативное употребление грамматических конструкций. Активное формирование произносительной стороны речи (смягчение согласных, заменяет свистящие и шипящие звуками Т, ТЬ, Д, ДЬ, могут отсутствовать сонорные звуки «р,рь», «л,ль»). |
Стойкий аграмматизм. Использует только простые предложения. Не формируется словоизменение и словообразование. Искажение слоговой структуры слова (пропуск, перестановка слогов). Носовой оттенок голоса, язык просовывается между зубами при произнесении слов, искажение произношения звуков Р – «горловое», Ц-Ч, надувание щек при произнесении С, З, Ш, Щ, дефект озвончения – оглушения (взаимозамена звуков С-З, Б-П, Г-К, В-Ф). |
5 год жизни |
Увеличивается количество сложных предложений с однородными подлежащими и сказуемыми. Расширение предметного, глагольного словаря, словаря признаков. Овладение грамматическим строем языка. Словотворчество. Исчезает смягченное произношение звуков, появляется дифференциация л,-j, формируются свистящие звуки. Овладение основными типами монологической речи: рассказом, пересказом. |
Затрудняется в названии обиходных предметов, действий. Лексические замены с изменением части речи. Не образует синонимические, антонимические ряды. Многочисленные ошибки в согласовании слов в предложении. Предложения простые, с пропуском или заменой предлогов. Использование мимики, жестов. Носовой оттенок голоса, язык просовывается между зубами при произнесении слов, искажение произношения звуков Р-«горловое», Ц-Ч, надувание щек при произношении С,З,Ш,Щ, дефект озвончения-оглушения (взаимозамена звуков С-З, Б-П, Г-К, В-Ф). |
6 год жизни |
Дальнейшее расширение словаря. Закрепление навыков словообразования разными способами. Правильное произношение свистящих, шипящих звуков, аффрикат, формирование сонорных звуков, их дифференциация. Свободно составляют различные виды рассказов с элементами творчества. Объем сложных предложений увеличивается до 12-15 слов. Адекватное использование предлогов, союзов. |
Словарь состоит из слов бытового характера. Не используются обобщающие слова. Не формируются антонимические и синонимические ряды. Слоговая структура слов нарушена. Затруднения в монологической связной речи.Носовой оттенок голоса, язык просовывается между зубами при произнесении слов, искажение произношения звуковР-«горловое», Ц-Ч, надувание щек при произношении С,З,Ш,Щ, дефект озвончения-оглушения (взаимозамена звуков С-З, Б-П, Г-К, В-Ф). |
7 год жизни |
Активный словарь состоит примерно из 4000 слов. Правильно произносятся и различаются все фонемы родного языка. Усваивается многозначность слов, самостоятельное образование сложных слов, подбор родственных. Пользуются конструкциями из сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. |
Бедный словарь, аграмматизмы, нарушение слоговой структуры слов. Трудности в составлении рассказа. Неправильное произношение звуков. |