Мастер – класс по автоматизации звуков.

  Разработала учитель-логопед: Кича Ирина Геннадьевна.

Цель: Ознакомление  педагогов с разнообразными методами и приёмами, которые оказывают положительное воздействие на речевое развитие ребенка.

Задачи:

  1. Дать понятие о новых направлениях работы по развитию речи детей.
  2. Познакомить с новыми приемами, стимулирующими речевое развитие.
  3. Упражнять в практическом использовании представленных приемов.

Ход:

Скажите, каков психологический портрет ребёнка, имеющего речевую патологию? Правильно, это ребёнок с низкой работоспособностью, повышенной утомляемостью, с несформированной произвольностью психических процессов, вдобавок ещё и часто болеющий.

При проведении логопедических занятий мы часто сталкиваемся с необходимостью разнообразить приёмы своей работы  потому, что  важно не только реализовать поставленные задачи, но и длительное время удерживать внимание детей на учебном материале. В своей работе над произношением я активно использую  нетрадиционные методы: кинезиологические упражнения,  биоэнергопластику.  

 Кинезиология – наука о развитии головного мозга через определённые двигательные упражнения. Основателями кинезиологии являются  американские педагоги, доктора наук Пол и Гейл Деннисоны.

Биоэнергопластика является новым и интересным направлением работы по развитию речи детей и включает в себя три понятия: био – человек, энергия – сила, пластика- движение. Биоэнергопастика направлена на совместные движения рук и артикуляционного аппарата, что способствует активизации естественного распределения биоэнергии в организме.

Благодаря использованию элементов кинезиологии и биоэнергопластики у детей происходит:

- улучшение памяти, внимания, мышления;

- повышение способности к произвольному контролю;

- улучшение общего эмоционального состояния;

- повышается работоспособность, уверенность в себе;

- стимулируются двигательные функции;

- снижается утомляемость;

- улучшаются пространственные представления; 

- развивается артикуляционный аппарат;

- стимулируется речевая функция;

Сегодня я хочу представить вам игровые приемы, используемые мной при автоматизации звуков. Буду рада, если данные методы вы будете использовать в своей работе.

 

Вы сейчас не очень заняты? Тогда давайте побеседуем. Скажите, мама часто играет с вами? Не очень. Все понятно. Нет, это не оттого, что она не любит играть.  Совсем наоборот. Просто маме обычно маме некогда: нужно мыть посуду, стирать, гладить, ходить в магазин, во время прогулки разговаривать с другими мамами. Ну а вечером она готовит ужин или говорит по телефону. Понятно, что для игр времени совсем не остается. Ведь так?  Давайте это исправим,  будем играть здесь.

Предлагаю вам хитрую игру. Называется она «Удар по столу». Я кладу  на стол правую руку ладонью вниз и говорю кусочек слова. Например: ал. Вы должны произнести этот кусочек и одновременно ударить кулаком по столу. Внимание: не забывайте смотреть на мою руку! Как только увидите, что я перевернула руку ладонью вверх – немедленно замолкайте и прекращайте бить по столу. Сколько раз вы ударили по столу после того, как я перевернула руку, столько у вас штрафных очков.

Ал – ол – ул – ыл – ел – ял – ол – ыл – ал и т.д.

А теперь азартная игра. Я кладу на стол руку, в которой зажата конфета. Вы делаете все, то же самое, бьете по столу и произносите кусочки слов, и при этом зорко смотрите на мою руку. Если я внезапно разжала руку, вы должны немедленно замолчать и попытаться схватить конфету! Учтите: если вы вовремя не заметите, что я разжала руку и не попытаетесь ухватить конфету, я снова сожму ладонь и конфета вам не достанется…  Не зевайте, будьте бдительны!

Ла – ло – лу –лы – лэ – ло –ла –лу – лэ – лы и т.д.

«Зеркальное рисование». Это рисование двумя руками одновременно, при выполнении этого задания расслабляются руки и глаза, способствует синхронизации работы полушарий головного мозга, что позволяет более эффективно корректировать отклонения в развитии речи детей. Также позволяет проводить работу над грамматическими категориями, рисуя правой рукой круги и произнося слова. Левой рукой рисуем круги при произношении слов с уменьшительным или увеличительным значением.

«Кулак-ребро-ладонь» - три положения руки на плоскости последовательно сменяют друг друга. Выполняется сначала правой рукой, затем левой рукой. Затем двумя руками одновременно. На этапе автоматизации звуков я добавляю к движениям рук произношение слов с автоматизируемым звуком.

«Лезгинка» -чередование положений рук с одновременным произношением какой-либо чистоговорки.

Со – со – со - у Сони  колесо.

Су – су – су – мы видели лису.

Играем в «Цап-цап, или Убери палец»

Приставляем палец к моим ладоням и повторяем за мной разные слова. Слушайте внимательно: как только я скажу слово «клей» надо немедленно отдернуть руку, иначе я схвачу палец и он так и останется приклеенным к моей ладони.

Аллея  лилия  линейка  Илья  Юля  поленья  колья  июль  ели  лейка  белье  Наталья  талия клей  лисичка  лимон люк  клей  поляна  малина  Люба  туфли  липа  клей

Игра «Не одно и тоже»

Я буду кидать вам мячик и называть слова, например: Носок-носки  или сумка - сумки вы должны ловить мячик и кидать мне обратно. Повторяя то, что я сказала. Не забывайте правильно произносить звуки. Но будьте внимательны если я что-нибудь перепутаю, например, скажу  «носок - сумки» . Ни в коем случае не ловите мяч и не повторяйте этой чепухи! Вы ведь знаете, что носки и сумки - это не одно и то же. Учтите, сколько раз вы ошибетесь,  столько  слов с этим звуком нужно будет придумать.

Сапог – сапоги

Совок –совки

Капуста – коляски

Кусок – куски

Стол – столы

Самолет –самолеты

Коса –лисы

Сумка – сумки

Суп – бусы

Косынка - косынки

Играем в «Зеркало»  Я произношу разные фразы и делаю то, что в них говорится. Вы должны повторить фразу, которую я произнесла и выполнить то же самое движение, которое я сделала, так как будто вы мое отражение. Смотрите не запутайтесь с правой и левой стороной. Запомните: если я подняла правую руку-вы  должны поднять левую!

Я мою плиту водою. (Круговые движения правой рукой)

Я даю Оле юбку. (Протянуть левую руку вперед)

Я ем малину и калину. (Поднести правую руку ко рту)

Я гуляю по поляне. (движения пальцами левой руки)

Я купаю Лялю. (Правой рукой сделать движения, как будто поливаешь ребенка из кувшина)

Оля дает опята Коле. (Протянуть левую руку вперед)

Надя и мама пекли блины. (Сделать правой рукой движение, будто помешиваешь ложкой в миске)

После такой напряженной деятельности нужно немножко  отдохнуть. Я буду читать короткие фразы и стишки, а вы красиво и четко их повторять. Но постарайтесь не потерять бдительность, потому, что я буду вас запутывать.

Илья и Юля гуляют по аллее.

Юля и Лиля надевают туфли.          Кто гуляет по аллее?

Лиля льет воду на лилию.

У Юли линейка, а у Ильи клей.       Что у Юли?

Три свиристели

Еле-еле

Свистели на ели.

Юля и Илья вылепили оленя.

У Юли лейка.                                   Кто лепил оленя?

Юля поливает лицо из лейки.

Коля и Толя бегали в поле.          Что Коля и Толя делали в поле?

Я водою Лилю мою

Лилю мою, мою, мою.

Разучиваем   стихи с помощью рук.

Изображаем слова жестами.

Две мартышки слов не тратя

Раз подрались на кровати.

Друг из друга в этой схватке

Вышибли ума остатки.

Врач пришел, уселся в кресле

И сказал мартышкам –если,

Драться будете мартышки,

Выгоню из этой книжки!

 

Давай дружок, смелей дружок,

Кати по снегу свой снежок.

Он превратится в снежный ком

И станет ком – снеговиком.

Два глаза, шляпа, нос, метла…

Но солнце припечет слегка

Увы… И нет снеговика!

 

Итог мастер- класса

 - Уважаемые коллеги, я продемонстрировала вам вариативность использования в своей работе методов и приёмов по коррекции звукопроизношения на этапах автоматизации в слогах, словах и предложениях. Данные приёмы я использую в своей работе и могу с уверенностью сказать, что они оказывают положительное воздействие на речевое развитие, у детей  повышается работоспособность,  улучшается качество образовательного процесса.

Планируемый результат: практическое использование представленных методов и приемов в коррекционной деятельности.