Комплекс дидактических игр, направленных на профилактику дисграфии и дислексии у дошкольников.

 

1. "Незнайка с кармашком".

Цель: развитие ФВ, совершенствование звукобуквенного и слогового анализа слов, развитие внимания. Профилактика дисграфии.

Ход игры

I вариант. В кармашек Незнайке вставляется изучаемая согласный звук. Вокруг вывешиваются гласные. Нужно «прочитать» слияния.

 II вариант. В кармашек вставляется слоговая (звуковая) схема слова. Вокруг вывешиваются различные картинки или слова. Нужно выбрать слова, соответствующие схеме .

Количество играющих: 1 и более человек.

2. "Телевизор".

Цель: развивать ФВ, развивать и совершенствовать звуковой анализ и синтез в речевой деятельности воспитанников. Профилактика дисграфии на фоне ФФН.

Ход игры

На экране телевизора прячется слово или картинка. На наборном полотне вывешиваются картинки на каждую букву (или звук) спрятанного слова по порядку. Ребенок (дети) должен по первым (или последним, или третьим и т.д.) буквам (звукам) слов на картинках сложить спрятанное слово. Если ребенок (дети) правильно назвал(и) слово, экран телевизора открывается.

Например:

 (по первым звукам): спрятанное слово (месяц) изображено картинкой. На доске картинки: медведь, ель, собака, яблоко, цапля.

Количество играющих: от 1 и более человек.

3. "Рассели животных".

Цель: упражнять детей в дифференциации оппозиционных звуков, развивать фонематический слух.

Ход игры

Стоит домик с окошками. На крыше написана буква. Рядом выложены картинки животных. Дети должны выбрать тех животных, в названии которых есть звук, соответствующий букве на крыше, и поселить их в окошки с прорезями. (Обязательно включать лишние слова со сходными звуками.)

Например: Домики с буквами Ц и Ш. Выложены следующие картинки: СОБАКА, ЦАПЛЯ, ЛЯГУШКА, ЦЫПЛЕНОК, СИНИЦА, МИШКА, МЫШКА, КУРИЦА, КОШКА, ЩЕНОК. Предварительно, все слова проговариваются.

Количество играющих: 1-2 человека

 

 

4. "Собери цветок".

Цель: дифференциация оппозиционных звуков, развитие фонематического слуха и аналитико-синтетической речевой деятельности у дошкольников.

Ход игры

На столе лежит "серединка" цветка. На ней написана буква (например, С).  Рядом выкладываются "цветочные лепестки", на которых нарисованы картинки (или слова) со звуками [с, з, ц, ш]. Надо среди этих картинно-"лепестков" выбрать те, где есть звук [с].

Количество играющих: l–3 человека

5.. "Рыбалка".

Цель: развивать ФВ, упражнять детей в выборе слов с одним и тем же звуком, закреплять навыки звукового анализа.

Ход игры

Дается установка: "Поймать слова со звуком [л]" (и другими).

Ребенок берет удочку с магнитом на конце "лески" и начинает "ловить" нужные картинки со скрепками. "Пойманную рыбку" ребенок показывает другим ученикам, которые хлопком отмечают правильный выбор.

Количество играющих: 1 и более человек.

6. "Собери букет".

Цель: развитие фонематического слуха, дифференциация звуков [р-л], упражнять детей в различении основных и оттеночных цветов.

Ход игры

Перед ребенком лежат две картинки с голубой и розовой вазами, в которых стоят стебли цветов с прорезями. Ребенку говорят: "Догадайся, в какую вазу нужно поставить цветы со звуком [ л ], а в какую со звуком [р]. (розовая - [р], голубая - [л]). Рядом лежат цветы разного цвета: зеленого, синего, черного, желтого, коричневого, фиолетового, оранжевого, малинового и т. д. Учащиеся расставляют цветы. Синий цветок должен остаться.

Количество играющих: 1-2 человека

7. "Почта".

Цель: упражнять детей в различении слов со сходными звуками, развивать фонематический слух, закреплять понимание словообразующей функции каждой буквы (звука). Расширять объем словаря, закреплять правописание слов, профилактика дисграфии.

Ход игры

Вывешиваются два-три “почтовых ящика” с обозначением букв, дифференцируемых звуков (парные согласные, сходные согласные с-ш, з-ж, ш-щ, ч-ц, м-н, л-р, безударные гласные а-о, и-е-я, ь-ъ, ь - отсутствие ь, и пр.). У детей–“письма-картинки” с соответствующими звуками. Дети должны разложить “письма” в нужные ящики. По окончанию работы “почтальоны” проверяют правильность выполнения работы.

Количество играющих: 1-3 человека и более.

 

8. "Найди ошибку".

Цель: учить детей различать гласные и согласные звуки, твердые и мягкие согласные звуки, совершенствовать навыки звуко-буквенного анализа слов, развивать ФВ и внимание. Профилактика дисграфии.

Ход игры: Детям раздают карточки, на которых 4 картинки, начинающихся на один и тот же звук. Воспитанники определяют, на какой звук начинаются все слова и кладут ее в середину карточки. Под каждой картинкой даны звуковые схемы слов, но в некоторых из них специально сделаны ошибки.

Количество играющих: 1-4 человека

9. "Речевое лото".

Цель: развивать умение выделять в словах общий звук, находить картинки с заданным звуком, развивать внимание, фонематический слух. Автоматизация звуков.

Ход игры

Детям раздаются карты с изображением 6-ти картинок (вместе со словами под картинками). Ребенок определяет, какой звук есть во всех. Затем ведущий показывает картинки или слова и спрашивает: "У кого есть это слово?" Выигрывает тот, кто первый закроет все картинки на большой карте без ошибок

Количество играющих: 1-18 человек (можно играть парами или группами).

13. "Доскажи словечко".

Цель: автоматизация звуков, развитие ФВ, процессов анализа и синтеза,  развитие речи, интереса к родному языку, любви к поэзии. Профилактика дисграфии.

Ход игры

На карточке рифмованный текст, стихи, в которых одно слово (или больше) пропущено.

Например: Воробей взлетел повыше, видно все с высокой __________(крыши).

Количество играющих: 1-2 человека и более.