В ходе разработки рабочей программы учитывались потребности родителей как структурного компонента основной общеобразовательной программы, в разработке участвовали:
1. Кича И.Г.
- Учитель – логопед
- стаж работы: 25 лет.
- 1 квалификационная категория
- закончила Свердловский ордена «Знак Почета» государственный пединститут, 1987 год,
Специальность: Олигофренопедагогика и логопедия,
квалификация: учитель и логопед вспомогательной школы, олигофренопедагог дошкольных учреждений.
-курсовая подготовка : «Проектирование деятельности педагога дошкольного образования в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования». 72ч.
Содержание:
1. Пояснительная записка. |
4 |
1.1. Цели, задачи коррекционно-развивающей работы с детьми 6,7- года жизни. |
4 |
1.2. . Принципы организации коррекционно-развивающей работы с детьми с речевыми нарушениями |
5 |
1.3. Возрастные особенности дошкольников, характеристика речевых нарушений детей с ФНР, ФФНР, ОНР. |
8 |
2. Планируемые результаты коррекционно-развивающей работы с детьми с нарушениями речи. |
11 |
3. Методические пособия и материалы коррекционно-развивающей работы с детьми с нарушениями речи. |
13 |
4. Психолого- педагогические условия коррекционно-развивающей работы с детьми с нарушениями речи. |
16 |
5.Организация развивающей предметно-пространственной среды, направленной на коррекционно-развивающую работу с детьми с нарушениями речи. |
17 |
6. Модель коррекционно- развивающей работы с детьми с нарушениями речи. |
19 |
6.1. Режим дня. |
22 |
6.2. Календарно-учебный график. |
23 |
6.3. План непрерывной образовательной деятельности детей старшего дошкольного возраста |
23 |
6.4. Расписание. |
24 |
6.5. Методы и приемы. |
25 |
7. Взаимодействие с семьей в ходе организации коррекционно- развивающей работы с детьми с нарушениями речи. |
26 |
7.1. Модель работы с родителями воспитанников, имеющих нарушения речи |
27 |
8. Проектирование работы с педагогами |
28 |
8.1. Сруктура работы учителя-логопеда с педагогами |
29 |
9. Тематический план ДОУ |
33 |
10. Содержание коррекционно – развивающей работы по преодолению общего недоразвития речи и фонетико – фонематического недоразвития речи у воспитанников 6-го и 7-го года жизни |
35 |
11. Содержание индивидуальных программ по коррекции нарушений речи |
40 |
12. Система мониторинга психолого – педагогического (логопедического) сопровождения воспитанников старшего дошкольного возраста с нарушениями речи в условиях логопедического пункта |
41 |
12.1. Логопедическое обследование воспитанников старшего дошкольного возраста |
43 |
12.2. Речевая карта |
45 |
Список литературы |
47 |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В группах общеразвивающей направленности для детей 6,7-го года жизни МАДОУ детский сад № 170 КГО (далее - ДОУ) реализуется основная общеобразовательная программа дошкольного образования (далее – Программа), утвержденная приказом заведующего № 88 от «08»_сентября_2014г.
Планирование и организация образовательной деятельности осуществляется в соответствии с Программой, с учетом комплексной образовательной программы дошкольного образования: «Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Успех» / под ред. Гаммовой С.Н., Дергунской В.А., Герасимовой Е.Н. и др..; руководитель авторского коллектива Н,В. Федина. М.: «Просвещение. – 2014 г. и Программа «Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста». Авторы: Филичева Т.Б, Чиркина Г.В. М., 2005;
Программа обучения детей с недоразвитием фонематического строя речи (подготовительная группа). Авторы: Каше Г.А., Филичева Т.Б. М., 1978.
Цель Программы:
- Обеспечение системы средств и условий для устранения речевых недостатков у детей старшего дошкольного возраста с ФНР, ФФНР и ОНР IV уровня речевого развития и осуществления своевременного и полноценного личностного развития, обеспечения эмоционального благополучия посредством интеграции содержания образования и организации взаимодействия субъектов образовательного процесса. Предупреждение возможных трудностей в усвоении программы массовой школы, обусловленных недоразвитием речевой системы старших дошкольников
Цель коррекционно - развивающей работы с детьми 6-го и 7-го года жизни:
1) обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, оказание им квалифицированной помощи в освоении Программы;
2) освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья Программы, их разностороннее развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации.
Задачи:
1.Устранение дефектов звукопроизношения (воспитание артикуляционных навыков, звукопроизношения, слоговой структуры) и развитие фонематического слуха (способность осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова).
2.Развитие навыков звукового анализа (специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова)
3.Уточнение, расширение и обогащение лексического запаса старших дошкольников с ОНР IV уровня речевого развития.
4.Формирование грамматического строя речи.
5.Развитие связной речи старших дошкольников.
6.Развитие коммуникативности, успешности в общении.
7.Включение родителей и педагогов к реализации коррекционно-развивающей программы.
Программа носит коррекционно-развивающий характер. Она предназначена для сопровождения детей 6-го и 7-го года жизни с общим недоразвитием речи (IV уровень речевого развития), фонетико – фонематическим недоразвитием речи, фонематическим недоразвитием речи. Теоретической и методологической основой программы являются: положение Л.СВыгодского о ведущей роли обучения и воспитания в психическом развитии ребенка; учение Р.Е.Левиной о трех уровнях речевого развития детей и психолого-педагогическом подходе в системе специального обучения; исследования закономерностей развития детской речи в условиях ее нарушения, проведенные Т.Б.Филичевой и Г.В.Чиркиной.
Настоящая программа позволит наиболее рационально организовать работу с воспитанниками, имеющие речевые нарушения, сэкономить время воспитателя и учителя - логопеда на подготовку к занятиям, обеспечить единство их требований в формировании полноценной речевой деятельности, создать предпосылки для дальнейшего обучения.
1.2. Принципы организации коррекционно-развивающей работы с детьми с речевыми нарушениями
Программа по коррекционно – развивающей работе с детьми 6-го - 7-го года жизни с речевыми нарушениями (ОНР 3, 4 уровня, ФФНР, ФНР) в группах общеразвивающей направленности носит коррекционно – развивающий характер. Она предназначена для обучения и воспитания воспитанников 5 – 7 лет с ФНР, ФФНР и ОНР IV уровня речевого развития.
Нормативный срок освоения программы для детей с ФНР – 6 месяцев, для детей с ФФНР – 1 год, для детей с ОНР IV уровня речевого развития – 2 года.
Содержание и структура рабочей программы:
- соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие воспитанника;
- сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости (содержание программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и при этом имеет возможность реализации в массовой практике дошкольного образования);
- соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяет решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному «минимуму»);
- обеспечивает единство воспитательных, коррекционно-развивающих, обучающих задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию дошкольников;
- строится с учётом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей;
- основывается на комплексно-тематическом принципе построения коррекционно-развивающей работы с детьми с РН;
- предусматривает решение коррекционно-развивающих задач в совместной деятельности взрослого и детей в рамках индивидуальной работы и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
- предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с воспитанниками. Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра;
- соответствует принципу гуманизации, признание уникальности и неповторимости личности каждого воспитанника; признание неограниченных возможностей развития личного потенциала каждого воспитанника; уважение к личности воспитанника со стороны всех участников образовательных отношения.
Коррекционно-развивающая работа строится на принципах:
Успешность коррекционно-развивающей деятельности обеспечивается реализацией следующих принципов.
1.Системность коррекционных, профилактических и развивающих задач.
Соблюдение означенного принципа не позволяет ограничиваться решением лишь актуальных на сегодняшний день трудностей и требует учета ближайшего прогноза развития ребенка и создания благоприятных условий для наиболее полной реализации его потенциальных возможностей. Иными словами, задачи коррекционной программы должны быть сформулированы как система задач трех уровней:
-коррекционного (исправление отклонений, нарушений развития, разрешение трудностей);
-профилактического;
-развивающего (оптимизация, стимулирование и обогащение содержания развития).
2.Единство диагностики и коррекции.
Этот принцип отражает целостность процесса оказания коррекционной психолого-педагогической помощи ребенку. Он предполагает обязательное комплексное диагностическое обследование ребенка и на основе его результатов определение целей и задач индивидуальной коррекционно-развивающей программы. При этом осуществляется постоянный контроль за развитием лексико-грамматического строя, связного высказывания ребенка, за его деятельностью, поведением, динамикой его эмоциональных состояний, чувств и переживаний, что позволяет внести необходимые коррективы в обучающие программы.
3.Приоритетность коррекции каузального типа.
В зависимости от цели и направленности можно выделить два типа коррекции: симптоматическую и каузальную. Симптоматическая коррекция направлена на преодоление внешних проявлений трудностей развития. Каузальная – предполагает устранение причин, лежащих в основе трудностей воспитания и развития. При несомненной значимости обоих типов коррекции приоритетной следует считать каузальную.
4.Деятельностный принцип коррекции.
Данный принцип означает, что генеральным способом коррекционно-развивающего воздействия является организация активной деятельности ребенка и создание оптимальных условий для ориентировки ребенка в конкретной ситуации.
5.Учет возрастно-психологических и индивидуальных особенностей ребенка.
Согласно этому принципу следует учитывать соответствие хода развития ребенка, психического и личностного, нормативному, памятуя в то же время об уникальности, неповторимости, своеобразии каждой личности.
6.Комплексность методов психологического воздействия.
Этот принцип позволяет говорить о необходимости использования как в обучении, так и воспитании детей с ОНР всего многообразия методов, приемов, средств. К их числу можно отнести и те, что получили в теории и практике коррекции в последние годы наибольшее распространение и признание. Это методы игровой коррекции: методы арт-, сказко-, игротерапии; методы модификации поведения (поведенческий тренинг).
7.Активное привлечение ближайшего социального окружения к работе с ребенком.
Перенос нового позитивного опыта, полученного ребенком на коррекционных занятиях, в реальную жизненную практику возможен лишь при условии готовности ближайших партнеров ребенка принять и реализовать новые способы общения и взаимодействия с ним, поддержать ребенка в его саморазвитии и самоутверждении.
Перечисленные принципы позволяют наметить стратегию и направления коррекционно-развивающей деятельности и прогнозировать степень ее успешности.
Важным условием результативности организации обучающей и развивающей деятельности непосредственно на занятиях будет являться насколько последовательно реализуются дидактические принципы.
1.Развитие динамичности восприятия.
В ходе коррекционно-развивающих занятий этот принцип успешно реализуется через задания с постепенно нарастающей трудностью; через включение упражнений, при выполнении которых внимание ребенка обращается на разные признаки, свойства и состояния изучаемого предмета; через разнообразие типов выполняемых заданий и смену видов деятельности детей.
2.Продуктивность обработки информации.
Смысл этого принципа состоит в том, чтобы обеспечить обучающемуся полноценное усвоение учебной информации на основе переноса предлагаемых педагогом способов обработки информации. Тем самым развивается механизм самостоятельного поиска, выбора и принятия решения, т.е. способность самостоятельного и адекватного реагирования на определенные условия.
3.Развитие и коррекция высших психических функций.
Реализация этого принципа возможна через выполнение заданий с опорой на несколько анализаторов и включение в занятие специальных упражнений по коррекции высших психических функций. Системе таких упражнений в условиях коррекции речевых дефектов детей придается особое значение.
4.Обеспечение мотивации к учению.
Этот принцип предполагает обеспечение постоянного интереса ребенка к тому, что ему предлагают выполнить в виде учебного задания.
5.Концентрический.
В коррекционно-развивающей работе целесообразно применять концентрическую систему изучения материала, где каждый последующий концентр включает в себя постепенно усложняющуюся совокупность всех подсистем языка (лексической, синтаксической, морфологической).
Необходимость учета обозначенных принципов очевидна, поскольку они дают возможность обеспечить целостность, последовательность и преемственность задач и содержания обучающей и развивающей деятельности. Кроме того, их учет позволяет обеспечить комплексный подход к устранению у ребенка общего недоразвития речи, поскольку таким образом объединяются усилия педагогов разного профиля – учителя - логопеда, воспитателя, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре и др.
1.3. Возрастные особенности дошкольников, характеристика речевых нарушений детей с ФНР, ФФНР, ОНР.
Возрастные особенности детей дошкольного возраста подробно сформулированы в комплексной программе «Успех»
Планирование Образовательной Программы осуществляется с учётом характеристики воспитанников с нарушениями речи, определённых авторами Р.Е.Левиной, Т.Б.Филичевой, Г.В. Чиркиной, Г.А. Каше.
Количество воспитанников с нарушениями речи, зачисленных на логопункт в 2014 – 2015 уч.году – 21 ( 6 человек – подготовительная гр., 15 человек – старшая гр.). Диагностический состав дошкольников, нуждающихся в логопедической помощи следующий:
ОНР 3 уровня -15 ч.
ФФНР - 3 ч.
ФНР - 1 ч.
Фонетико – фонематическое недоразвитие речи (ФФН) – это нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.
Речь детей с ФФН характеризуется неправильным произношением звуков: пропусками, искажениями, заменами. Наиболее типичными являются замены звуков на более простые по месту и способу артикуляции. При этом ребёнок один и тот же звук может заменять разными звуками. В ряде случаев ребёнок может правильно произносить изолированный звук, а в самостоятельной речи заменять, искажать его. Количество нарушенных звуков у ребёнка с ФФН может быть достаточно большим – до 16-20 звуков. Такие нарушения звукопроизношения у детей непосредственно обусловлены несформированностью у них фонематического слуха. Наряду с нарушенным звукопроизношением у детей с ФФН речи наблюдаются ошибки в слоговой структуре слова и звуконаполняемости. Нередко отдельные дети с ФФН затрудняются в произношении слов со сложной слоговой структурой и со стечением согласных, а также предложений, содержащих подобные слова. При проговаривании такого лексического материала они искажают звуко-слоговой рисунок слов: опускают слоги, переставляют их местами и заменяют, могут пропустить или, наоборот, добавить звук внутри слога и т.д.
Следует подчеркнуть, что ведущим дефектом при ФФН является несформированность процессов восприятия звуков речи.
Общее недоразвитие речи (ОНР) — различные сложные речевые расстройства, при которых нарушается формирование всех компонентов речевой системы, то есть звуковой стороны и смысловой стороны при нормальном слухе и интеллекте.
У детей с ОНР имеются типичные проявления (несмотря на различную природу дефектов), указывающие на системные нарушения речевой деятельности: позднее начало речи: первые слова появляются к 3-4, в крайних случаях и к 5 годам; речь аграмматична и недостаточно фонетически оформлена; экспрессивная речь отстаёт от импрессивной, то есть ребёнок, понимая речь, обращённую к нему, не может сам правильно выразить свои мысли; речь детей с ОНР малопонятна
Выделяют четыре уровня речевого развития, которые отражают типичное состояние компонентов языка у детей с ОНР:
- I уровень речевого развития характеризуется отсутствием речи (т.н. “безречевые дети”). Такие дети пользуются “лепетными” словами, звукоподрожаниями, сопровождают “высказывания” мимикой и жестами. Например, “би-би” может означать самолет, самосвал, пароход.
- II уровень речевого развития. Кроме жестов и “лепетных” слов появляются хотя и искаженные, но достаточно постоянные общеупотребительные слова. Например, “лябока” вместо “яблоко”. Произносительные возможности детей значительно отстают от возрастной нормы. Нарушена слоговая структура. Например, наболее типично сокращение количества слогов: “тевики” вместо “снеговики”.
- III уровень речевого развития характеризуется наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Свободное общение затруднено. Дети этого уровня вступают в контакты с окружающими только в присутствии знакомых (родителей, воспитателей), вносящих соответствующие пояснения в их речь. Например, “мамой ездиля асьпак. а потом ходиля де летька, там звяна. потом асьпальки небили. потом посьли пак” вместо “С мамой ездила в зоопарк, А потом ходила, где клетка - там обезьяна. Потом в зоопарке не были. Потом пошли в парк”.
ОНР IV уровень отнесены воспитанники с остаточными явлениями недоразвития лексико – грамматических и фонетико – фонематических компонентов языковой системы ( Левина Р.Е., Филичева Т.Б.).
Для воспитанников данного уровня типичным является несколько вялая артикуляция звуков, недостаточная выразительность речи и нечёткая дикция.
Незавершённость формирования звуко – слоговой структуры, смешение звуков, низкий уровень дифференцированного восприятия фонем являются важным показателем того, что процесс фонемообразования у воспитанников не завершён.
Коррекционно – воспитательная работа строится с учётом особенностей психической деятельности воспитанников. Таким образом, логопедическое воздействие органически связано с развитием у дошкольников внимания, памяти, умения управлять собой и другими психическими процессами.
Исходя из неоднородности состава воспитанников в логопункте ( с ФНР, ФФНР и ОНР IV уровня речевого развития), обусловленной различной этиологией нарушения, важно в результате обследования дифференцированно оценить степень отставания в усвоении учебного материала, также следует учитывать программные требования данного возраста.
При сопоставлении требований к планируемым результатам ФГОС ДО определена необходимость уделить особое внимание на:
- развитие воображения;
- формирование устной речи, выражении своих мыслей и желаний, использовании речи для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построение речевого высказывания в ситуации общения, умение выделять звуки в словах, формирование предпосылок грамотности;
- развитие крупной и мелкой моторики;
- развитие артикуляционного аппарата.
2. Планируемые результаты коррекционно-развивающей работы с детьми с нарушениями речи:
Целевые ориентиры дошкольного образования представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования.
Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность), а также системные особенности дошкольного образования (необязательность уровня дошкольного образования в Российской Федерации, отсутствие возможности вменения ребенку какой-либо ответственности за результат) делают неправомерными требования от ребенка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений и обусловливают необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров.
Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей. Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников.
Настоящие требования являются ориентирами для:
а) решения задач формирования Программы; анализа профессиональной деятельности; взаимодействия с семьями воспитанников;
б) изучения характеристик образования детей в возрасте от 2 месяцев до 8 лет;
в) информирования родителей (законных представителей) и общественности относительно целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации.
Целевые ориентиры программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации Программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.
К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка:
• Целевые ориентиры образования в раннем возрасте;
• Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования.
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:
- ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
- ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
- ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
- ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;
- у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
- ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
- ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
Планируемые результаты коррекционно-развивающей работы:
- правильно артикулировать все звуки речи в различных фонетических позициях и формах речи;
- дифференцировать все изученные звуки;
- называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;
- находить в предложении слова с заданным звуком, определять место звука в слове;
- различать понятия “звук”, “слог”, “предложение” на практическом уровне;
- овладеть интонационными средствами выразительности речи в пересказе, чтении стихов.