В ходе разработки рабочей программы учитывались потребности родителей как структурного компонента основной общеобразовательной программы, в разработке участвовали:

1. Кича И.Г.

- Учитель – логопед

- стаж работы: 25 лет.

- 1 квалификационная категория

-  закончила Свердловский ордена «Знак Почета» государственный пединститут, 1987 год,

 Специальность:  Олигофренопедагогика и логопедия,

квалификация: учитель и логопед вспомогательной школы, олигофренопедагог  дошкольных  учреждений.

-курсовая подготовка : «Проектирование деятельности педагога дошкольного образования в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования». 72ч.

 

Содержание:

1. Пояснительная записка.

4

1.1. Цели, задачи коррекционно-развивающей работы с детьми 6,7- года жизни.

4

1.2. . Принципы организации коррекционно-развивающей работы с детьми с речевыми нарушениями

5

1.3. Возрастные особенности дошкольников,  характеристика речевых нарушений детей с ФНР, ФФНР, ОНР.

8

2. Планируемые результаты коррекционно-развивающей работы с детьми с нарушениями речи.

11

3. Методические пособия и материалы коррекционно-развивающей работы с детьми с нарушениями речи.

13

4. Психолого- педагогические условия коррекционно-развивающей работы с детьми с нарушениями речи.

16

5.Организация развивающей предметно-пространственной среды, направленной на коррекционно-развивающую работу с детьми с нарушениями речи.

17

6. Модель коррекционно- развивающей работы с детьми с нарушениями речи.

19

6.1. Режим дня.

22

6.2. Календарно-учебный график.

23

6.3. План непрерывной образовательной деятельности детей старшего дошкольного возраста

23

6.4. Расписание.

24

6.5. Методы и приемы.

25

7. Взаимодействие с семьей в ходе организации коррекционно- развивающей работы с детьми с нарушениями речи.

26

7.1. Модель работы с родителями воспитанников, имеющих нарушения речи

27

8. Проектирование работы с педагогами

28

8.1. Сруктура  работы учителя-логопеда с педагогами

29

9. Тематический план ДОУ

33

10. Содержание коррекционно – развивающей работы по преодолению общего недоразвития речи  и  фонетико – фонематического недоразвития речи у воспитанников 6-го и  7-го года жизни

35

11. Содержание индивидуальных программ по коррекции нарушений речи

40

12. Система  мониторинга  психолого – педагогического (логопедического) сопровождения воспитанников старшего дошкольного возраста с нарушениями речи в условиях логопедического пункта

41

12.1.  Логопедическое обследование воспитанников старшего дошкольного возраста

43

12.2. Речевая карта

45

Список литературы

47

 

                        ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

В группах общеразвивающей направленности для детей 6,7-го года жизни МАДОУ детский сад № 170 КГО (далее - ДОУ) реализуется основная общеобразовательная программа дошкольного образования (далее – Программа), утвержденная приказом заведующего № 88 от «08»_сентября_2014г.

Планирование и организация образовательной деятельности осуществляется в соответствии с Программой, с учетом комплексной образовательной программы дошкольного образования: «Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Успех» / под ред. Гаммовой С.Н., Дергунской В.А., Герасимовой Е.Н. и др..; руководитель авторского коллектива Н,В. Федина. М.: «Просвещение. – 2014 г. и  Программа «Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста». Авторы: Филичева Т.Б, Чиркина Г.В. М., 2005;

Программа обучения детей с недоразвитием фонематического строя речи (подготовительная группа). Авторы: Каше Г.А., Филичева Т.Б.  М., 1978.

 

Цель Программы:

 

- Обеспечение системы средств и условий для устранения  речевых недостатков у детей старшего дошкольного возраста с ФНР, ФФНР и ОНР IV уровня речевого развития и осуществления своевременного и полноценного личностного развития, обеспечения эмоционального благополучия посредством интеграции содержания образования и организации взаимодействия субъектов образовательного процесса. Предупреждение возможных трудностей в усвоении программы массовой школы, обусловленных недоразвитием речевой  системы старших дошкольников

 

   Цель коррекционно - развивающей работы с детьми 6-го и 7-го года жизни:

1) обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, оказание им квалифицированной помощи в освоении Программы;

2) освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья Программы, их разностороннее развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации.

   Задачи:

1.Устранение дефектов звукопроизношения (воспитание артикуляционных навыков, звукопроизношения, слоговой структуры) и развитие фонематического слуха (способность осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова).

2.Развитие навыков звукового анализа (специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова)

3.Уточнение, расширение и обогащение лексического запаса старших дошкольников с ОНР IV уровня речевого развития.

4.Формирование грамматического строя речи.

5.Развитие связной речи старших дошкольников.

6.Развитие коммуникативности, успешности в общении.

7.Включение родителей и педагогов к реализации коррекционно-развивающей программы.

     Программа носит коррекционно-развивающий характер. Она предназначена для сопровождения детей 6-го и 7-го года жизни с общим недоразвитием речи (IV уровень речевого развития), фонетико – фонематическим недоразвитием речи, фонематическим недоразвитием речи.     Теоретической и методологической основой программы являются: положение Л.СВыгодского о ведущей роли обучения и воспитания в психическом развитии ребенка; учение Р.Е.Левиной о трех уровнях речевого развития детей и психолого-педагогическом подходе в системе специального обучения; исследования закономерностей развития детской речи в условиях ее нарушения, проведенные Т.Б.Филичевой и Г.В.Чиркиной.

         Настоящая программа позволит наиболее рационально организовать работу с воспитанниками, имеющие речевые нарушения, сэкономить время воспитателя и  учителя - логопеда на подготовку к занятиям, обеспечить единство их требований в формировании полноценной речевой деятельности, создать предпосылки для дальнейшего обучения.

1.2. Принципы организации коррекционно-развивающей работы с детьми с речевыми нарушениями

 

       Программа по коррекционно – развивающей работе  с детьми 6-го - 7-го года жизни с речевыми нарушениями  (ОНР 3, 4 уровня, ФФНР, ФНР)   в группах общеразвивающей направленности  носит коррекционно – развивающий характер. Она предназначена для обучения и воспитания воспитанников 5 – 7 лет с  ФНР, ФФНР и ОНР IV уровня речевого развития.

Нормативный срок освоения программы для детей с ФНР – 6 месяцев, для детей с ФФНР – 1 год, для детей с ОНР IV уровня речевого развития – 2 года.

 

Содержание и структура рабочей программы:

  • соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие воспитанника;
  • сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости (содержание программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и при этом имеет возможность реализации в массовой практике дошкольного образования);
  • соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяет решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному «минимуму»);
  • обеспечивает единство воспитательных, коррекционно-развивающих, обучающих задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию дошкольников;
  • строится с учётом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей;
  • основывается на комплексно-тематическом принципе построения коррекционно-развивающей работы с детьми с РН;
  • предусматривает решение коррекционно-развивающих  задач в совместной деятельности взрослого и детей в рамках индивидуальной работы  и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
  • предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с воспитанниками. Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра;
  • соответствует принципу гуманизации, признание уникальности и неповторимости личности каждого воспитанника; признание неограниченных возможностей развития личного потенциала каждого воспитанника; уважение к личности воспитанника со стороны всех участников образовательных отношения.

 

 

Коррекционно-развивающая работа строится на принципах:

     Успешность коррекционно-развивающей деятельности обеспечивается реализацией следующих принципов.

1.Системность коррекционных, профилактических и развивающих задач.

     Соблюдение означенного принципа не позволяет ограничиваться решением лишь актуальных на сегодняшний день трудностей и требует учета ближайшего прогноза развития ребенка и создания благоприятных условий для наиболее полной реализации его потенциальных возможностей. Иными словами, задачи коррекционной программы должны быть сформулированы как система задач трех уровней:

-коррекционного (исправление отклонений, нарушений развития, разрешение трудностей);

-профилактического;

-развивающего (оптимизация, стимулирование и обогащение содержания развития).

2.Единство диагностики и коррекции.

     Этот принцип отражает целостность процесса оказания коррекционной психолого-педагогической помощи ребенку. Он предполагает обязательное комплексное диагностическое обследование ребенка и на основе его результатов определение целей и задач индивидуальной коррекционно-развивающей программы. При этом осуществляется постоянный контроль за развитием лексико-грамматического строя, связного высказывания ребенка, за его деятельностью, поведением, динамикой его эмоциональных состояний, чувств и переживаний, что позволяет внести необходимые коррективы в обучающие программы.

3.Приоритетность коррекции каузального типа.

     В зависимости от  цели и направленности можно выделить два типа коррекции: симптоматическую и каузальную. Симптоматическая коррекция направлена на преодоление внешних проявлений трудностей развития. Каузальная – предполагает устранение причин, лежащих в основе трудностей воспитания и развития. При несомненной значимости обоих типов коррекции приоритетной следует считать каузальную.

4.Деятельностный принцип коррекции.

     Данный принцип означает, что генеральным способом коррекционно-развивающего воздействия является организация активной деятельности ребенка и создание оптимальных условий для ориентировки ребенка в конкретной ситуации.

5.Учет возрастно-психологических и индивидуальных особенностей ребенка.

     Согласно этому принципу следует учитывать соответствие хода развития ребенка, психического и личностного, нормативному, памятуя в то же время об уникальности, неповторимости, своеобразии каждой личности.

6.Комплексность методов психологического воздействия.

     Этот принцип позволяет говорить о необходимости использования как в обучении, так и воспитании детей с ОНР всего многообразия методов, приемов, средств. К их числу можно отнести и те, что получили в теории и практике коррекции в последние годы наибольшее распространение и признание. Это методы игровой коррекции: методы арт-, сказко-, игротерапии; методы модификации поведения (поведенческий тренинг).

7.Активное привлечение ближайшего социального окружения к работе с ребенком.

     Перенос нового позитивного опыта, полученного ребенком на коррекционных занятиях, в реальную жизненную практику возможен лишь при условии готовности ближайших партнеров ребенка принять и реализовать новые способы общения и взаимодействия с ним, поддержать ребенка в его саморазвитии и самоутверждении.

    

Перечисленные принципы позволяют наметить стратегию и направления коррекционно-развивающей деятельности и прогнозировать степень ее успешности.

 

   Важным условием результативности организации обучающей и развивающей деятельности непосредственно на занятиях будет являться насколько последовательно реализуются дидактические принципы.

1.Развитие динамичности восприятия.

     В ходе коррекционно-развивающих занятий этот принцип успешно реализуется через задания с постепенно нарастающей трудностью; через включение упражнений, при выполнении которых внимание ребенка обращается на разные признаки, свойства и состояния изучаемого предмета; через разнообразие типов выполняемых заданий и смену видов деятельности детей.

2.Продуктивность обработки информации.

     Смысл этого принципа состоит в том, чтобы обеспечить обучающемуся полноценное усвоение учебной информации на основе переноса предлагаемых педагогом способов обработки информации. Тем самым развивается механизм самостоятельного поиска, выбора и принятия решения, т.е. способность самостоятельного и адекватного реагирования на определенные условия.

3.Развитие и коррекция высших психических функций.

     Реализация этого принципа возможна через выполнение заданий с опорой на несколько анализаторов и включение в занятие специальных упражнений по коррекции высших психических функций. Системе таких упражнений в условиях коррекции речевых дефектов детей придается особое значение.

4.Обеспечение мотивации к учению.

     Этот принцип предполагает обеспечение постоянного интереса ребенка к тому, что ему предлагают выполнить в виде учебного задания.

5.Концентрический.

     В коррекционно-развивающей работе целесообразно применять концентрическую систему изучения материала, где каждый последующий концентр включает в себя постепенно усложняющуюся совокупность всех подсистем языка (лексической, синтаксической, морфологической).   

       Необходимость учета обозначенных принципов очевидна, поскольку они дают возможность обеспечить целостность, последовательность и преемственность задач и содержания обучающей и развивающей деятельности. Кроме того, их учет позволяет обеспечить комплексный подход к устранению у ребенка общего недоразвития речи, поскольку таким образом объединяются усилия педагогов разного профиля –  учителя - логопеда, воспитателя, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре и др.

 

1.3. Возрастные особенности дошкольников,  характеристика речевых нарушений детей с ФНР, ФФНР, ОНР.

Возрастные особенности  детей дошкольного возраста  подробно сформулированы в комплексной программе «Успех»

 

Планирование Образовательной Программы осуществляется с учётом характеристики воспитанников с нарушениями речи, определённых авторами  Р.Е.Левиной, Т.Б.Филичевой, Г.В. Чиркиной, Г.А. Каше.

Количество воспитанников с нарушениями речи, зачисленных на логопункт в 2014 – 2015 уч.году – 21 ( 6 человек – подготовительная гр., 15 человек – старшая гр.). Диагностический состав дошкольников, нуждающихся в логопедической помощи следующий:

ОНР 3 уровня -15 ч.

ФФНР  -           3 ч.

ФНР      -          1 ч.

   Фонетико – фонематическое недоразвитие речи (ФФН) – это нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.

Речь детей с ФФН характеризуется неправильным произношением звуков: пропусками, искажениями, заменами. Наиболее типичными являются замены звуков на более простые по месту и способу артикуляции. При этом ребёнок один и тот же звук может заменять разными звуками. В ряде случаев ребёнок может правильно произносить изолированный звук, а в самостоятельной речи заменять, искажать его. Количество нарушенных звуков у ребёнка с ФФН может быть достаточно большим – до 16-20 звуков. Такие нарушения звукопроизношения у детей непосредственно обусловлены несформированностью у них фонематического слуха. Наряду с нарушенным звукопроизношением у детей с ФФН речи наблюдаются ошибки в слоговой структуре слова и звуконаполняемости. Нередко отдельные дети с ФФН затрудняются в произношении слов со сложной слоговой структурой и со стечением согласных, а также предложений, содержащих подобные слова. При проговаривании такого лексического материала они искажают звуко-слоговой рисунок слов: опускают слоги, переставляют их местами и заменяют, могут пропустить или, наоборот, добавить звук внутри слога и т.д.

   Следует подчеркнуть, что ведущим дефектом при ФФН является несформированность процессов восприятия звуков речи.

Общее недоразвитие речи (ОНР) — различные сложные речевые расстройства, при которых нарушается формирование всех компонентов речевой системы, то есть звуковой стороны и смысловой стороны при нормальном слухе и интеллекте.
У детей с ОНР имеются типичные проявления (несмотря на различную природу дефектов), указывающие на системные нарушения речевой деятельности: позднее начало речи: первые слова появляются к 3-4, в крайних случаях и к 5 годам; речь аграмматична и недостаточно фонетически оформлена; экспрессивная речь отстаёт от импрессивной, то есть ребёнок, понимая речь, обращённую к нему, не может сам правильно выразить свои мысли; речь детей с ОНР малопонятна

      Выделяют четыре уровня речевого развития, которые отражают типичное состояние компонентов языка у детей с ОНР:

  • I уровень речевого развития характеризуется отсутствием речи (т.н. “безречевые дети”). Такие дети пользуются “лепетными” словами, звукоподрожаниями, сопровождают “высказывания” мимикой и жестами. Например, “би-би” может означать самолет, самосвал, пароход.
  • II уровень речевого развития. Кроме жестов и “лепетных” слов появляются хотя и искаженные, но достаточно постоянные общеупотребительные слова. Например, “лябока” вместо “яблоко”. Произносительные возможности детей значительно отстают от возрастной нормы. Нарушена слоговая структура. Например, наболее типично сокращение количества слогов: “тевики” вместо “снеговики”.
  • III уровень речевого развития характеризуется наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Свободное общение затруднено. Дети этого уровня вступают в контакты с окружающими только в присутствии знакомых (родителей, воспитателей), вносящих соответствующие пояснения в их речь. Например, “мамой ездиля асьпак. а потом ходиля де летька, там звяна. потом асьпальки небили. потом посьли пак” вместо “С мамой ездила в зоопарк, А потом ходила, где клетка - там обезьяна. Потом в зоопарке не были. Потом пошли в парк”.

     ОНР IV уровень  отнесены воспитанники с остаточными явлениями недоразвития лексико – грамматических и фонетико – фонематических компонентов языковой системы ( Левина Р.Е., Филичева Т.Б.).

Для воспитанников данного уровня типичным является несколько вялая артикуляция звуков, недостаточная выразительность речи и нечёткая дикция.

   Незавершённость формирования звуко – слоговой структуры, смешение звуков, низкий уровень дифференцированного восприятия фонем являются важным показателем того, что процесс фонемообразования у воспитанников не завершён.

   Коррекционно – воспитательная работа строится с учётом особенностей психической деятельности воспитанников. Таким образом, логопедическое воздействие органически связано с развитием у дошкольников внимания, памяти, умения управлять собой и другими психическими процессами.

   Исходя из неоднородности состава воспитанников в логопункте ( с ФНР, ФФНР и ОНР IV уровня речевого развития), обусловленной различной этиологией нарушения, важно в результате обследования дифференцированно оценить степень отставания в усвоении учебного материала, также следует учитывать программные требования данного возраста.

При сопоставлении требований к планируемым результатам ФГОС ДО определена необходимость уделить особое внимание на:

 - развитие воображения;

 - формирование устной речи, выражении своих мыслей и желаний, использовании речи для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построение речевого высказывания в ситуации общения, умение  выделять звуки в словах, формирование предпосылок грамотности;

 - развитие крупной и мелкой моторики;

 - развитие артикуляционного аппарата.

 

 

2.  Планируемые результаты  коррекционно-развивающей  работы с детьми с нарушениями речи:

         Целевые ориентиры дошкольного образования  представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования. 

         Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность), а также системные особенности дошкольного образования (необязательность уровня дошкольного образования в Российской Федерации, отсутствие возможности вменения ребенку какой-либо ответственности за результат) делают неправомерными требования от ребенка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений и обусловливают необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров.

          Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей.  Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников. 

          Настоящие требования являются ориентирами для:

а)  решения задач  формирования Программы; анализа профессиональной деятельности; взаимодействия с семьями воспитанников;

б) изучения характеристик образования детей в возрасте от 2 месяцев до 8 лет;

в) информирования родителей (законных представителей) и общественности относительно целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации.

          Целевые ориентиры программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации Программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.

К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка:

•        Целевые ориентиры образования в  раннем возрасте;

•        Целевые ориентиры на этапе завершения  дошкольного образования.

 

Целевые ориентиры на этапе завершения  дошкольного образования:

- ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

- ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;

- ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;

- ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;

- у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;

- ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;

- ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

 

Планируемые результаты коррекционно-развивающей  работы:

  • правильно артикулировать все звуки речи в различных фонетических позициях и формах речи;
  • дифференцировать все изученные звуки;
  • называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;
  • находить в предложении слова с заданным звуком, определять место звука в слове;
  • различать понятия “звук”, “слог”, “предложение” на практическом уровне;
  • овладеть интонационными средствами выразительности речи в пересказе, чтении стихов.