Главная » Статьи » Мои статьи

Использование движений рук в коррекции звукопроизношения у детей в условиях логопункта

И.Г. Кича

МАДОУ детский сад № 170 КГО, г. Камышлов

 

Использование движений рук

в коррекции звукопроизношения

у детей в условиях логопункта

 

Увеличение  контингента детей с речевыми нарушениями, посещающих общеобразовательные учреждения в последние годы, к сожалению, отмечается все чаще. В силу разных причин (далеко ходить, нравится детский сад, который посещает ребенок, боятся детей с еще большими нарушениями, чем у их ребенка) родители отказываются переводить ребенка в специализированный детский сад, где бы ему оказывалось должное внимание. В таком  случае открытие логопунктов в дошкольных образовательных учреждениях становится все более актуальным. Такой подход позволяет охватить логопедической помощью значительное число детей с проблемами в развитии речи.      

Как правило, на логопункт ДОУ рекомендуется принимать старших дошкольников с теми нарушениями речевого развития, которые в дальнейшем будут препятствовать их успешному школьному обучению. На основании вышеизложенного, а также учитывая мой опыт работы в детских садах города и анализ нормативно-правовых документов, регламентирующих работу логопункта, были сделаны следующие выводы:

-состав обучающихся на логопункте детей становится  все более разнородным. На логопункт все чаще попадают дети со сложными речевыми нарушениями.

-в каждом «массовом» детском саду учитель-логопед становится автором собственной программы, которую создает опираясь, в основном, на методики и программы коррекционного обучения, разработанные для речевых групп детского сада Г.А.Каше, Т.Б. Филичевой, Г.В.Чиркиной.

-в специализированных дошкольных учреждениях совместная работа логопедов, дефектологов и воспитателей направлена на всестороннее развитие речи ребенка. А в «массовом» ДОУ, где над нарушениями речи работает учитель-логопед в условиях логопункта, дети со сложными речевыми нарушениями получают недостаточную помощь.

-жесткие временные рамки ограничивают время коррекционной работы, что не лучшим образом сказывается на конечном результате.

Особенности работы учителя-логопеда на логопункте, информационная плотность дошкольной ступени обучения и подготовка детей к школе с одной стороны и возросшее количество детей с нарушениями разной этиологии и сложности требуют от учителя-логопеда решения сложных задач поиска эффективных форм и методов работы по исправлению речевых нарушений и накладывает определенный отпечаток на содержание его работы. Следовательно, работа включает как традиционные формы коррекционно-развивающего воздействия, так и специальные.

Наибольшее беспокойство у родителей вызывает звукопроизношение детей, так как это наиболее заметный дефект. Окружающие, в том числе сверстники, не заметят ограниченность словарного запаса или особенности грамматического строя речи, а вот неправильное произношение, как на ладошке. Поэтому моя работа сегодня посвящена именно этой стороне  речевого развития. На помощь я призвала игровую деятельность, чрезвычайно важную сторону в жизни ребенка. Доказано, что игры богаты  диагностическими  возможностями, накопленный материал указывает на то, что игра-основной вид деятельности ребенка-дошкольника, одна из характерных закономерностей детского развития. Игра, как форма деятельности способствует гармоничному развитию у него психических процессов, личностных качеств, интеллекта. Дети, с речевыми нарушениями, в большинстве случаев, интеллектуально здоровы, следовательно, потребности в игре у них такие же, как у сверстников. Дети же с тяжелыми нарушениями,  а их достаточно сейчас на логопункте, часто отстают в физическом развитии (нарушения моторики) отличаются общей скованностью, дискоординацией, слабостью движений, двигательной расторможенностью. У них порой наблюдаются изменения в психической сфере - повышенная  раздражительность, возбудимость или замкнутость, депрессивные состояния, негативизм, заторможенность, апатичность, психическая истощаемость.

Таким образом, мною были поставлены 2 основные задачи:

  1. Широко использовать игры в коррекционной работе с детьми.
  2. Учитывать возможные особенности поведения детей с различными речевыми расстройствами.

Основное требование к игре, на мой взгляд, это умение задействовать другие анализаторы: тактильный, зрительный, слуховой, двигательный. Такие игры, как правило, имеют более высокую результативность, запоминаются надолго и вызывают стойкий интерес. В игровой форме сложные и порой малоинтересные логопедические упражнения становятся для ребенка увлекательным занятием.

Анализируя работы различных авторов  по игровой деятельности я заметила, что многие используют игровые приемы в развитии пальцевой моторики.

Ни для кого уже не секрет, что развитие тонких движений пальцев рук положительно влияет на функционирование речевых зон коры головного мозга. Тесную связь пальцевой моторики с работой  речевых зон подтверждает и тот факт, что переучивание левшей в дошкольном возрасте нередко является одной из причин возникновения заикания.  Существует большое количество различных игр по развитию пальцев рук, как традиционные, так и нетрадиционные.  Есть также достаточно много различных стихов, потешек при рассказывании которых используются пальцевые позы. Но ни один автор не предлагает использовать пальчиковые игры во время отработки артикуляционной моторики. Учитывая то, что детям с тяжелыми речевыми проблемами часто требуется длительная работа над артикуляционной моторикой при постановке и автоматизации звуков, а также большую плотность занятий логопеда и временные ограничения, необходимость встраиваться в образовательный процесс в «массовом» ДОУ в условиях логопункта, появилась настоятельная потребность максимально эффективно использовать время логопедических занятий. Я попробовала не разделять на занятии работу над артикуляционной и пальцевой моторикой, а совместить эту работу, разработав игры, которые позволят одновременно развивать артикуляцию и пальцевую моторику. Также, по - возможности задействовать и другие анализаторы. Такое совмещение послужит сразу нескольким целям и не потребует дополнительного времени, что особенно актуально в нынешней педагогической ситуации. Кроме того двигательная активность повышает работоспособность и снимает нагрузку, связанную с многократным повторением не всегда интересных упражнений.  

В течение 3 лет я занималась с детьми в условиях логопункта, используя игры, сочетающие артикуляционные и пальцевые движения.

Были поставлены следующие задачи:

1. Сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев рук с артикуляционными упражнениями.

2. Сделать такую работу регулярной.

3. Подтвердить целесообразность проведения подобных игр с детьми, имеющими нарушения  речи.

4. Установить влияет ли развитие пальцевой моторики на коррекцию звукопроизношения у детей.

5. Повысить интерес  детей к подобным занятиям, превратив их в занимательную игру.

И, как показал мой опыт, сочетание движений рук с  движением артикуляционных органов позволяет достичь наибольшего обучающего эффекта без дополнительных затрат  времени.

Я хочу сегодня представить некоторые игры, используемые мной на различных этапах работы над звукопроизношением.

На начальном этапе работы, когда требуется многократное повторение движений для отработки определенной артикуляционной позы дети не всегда охотно выполняют задания, поэтому я предложила детям собирать грибы в корзинки. Детям дается установка, что нужно набрать полную корзинку грибов, а это целых 10 штук!  Одновременно с удержанием позы «Грибок» дети держат руку ладонью вверх, загибая по одному пальчику, как только логопед сосчитает до 10.  Удержание позы под счет от 1 до 10 удается ребенку легче, ведь ему очень хочется набрать как можно больше полных корзинок  с грибами, т.к. если он не удержал позу в течение счета, значит корзинка не полная и, следовательно не засчитывается. Эта игра называется «Собери грибы в корзинки».

Затем, разбигая по одному пальчику, дети рассказывают, кому бы хотели подарить эту корзинку с грибами и щелкают языком столько раз, сколько пальчиков разогнули.

1 пальчик – 1 щелчок языком – маме

2 пальчик – 2 щелчка языком – папе

3 пальчика – 3 щелчка языком – бабе и т.

Во время этой игры дети сами придумывают кому бы хотели подарить свои корзинки с грибами, вспоминая при этом всех своих родственников. Одновременно дети упражняются и в грамматике, изменяя слова по падежам.

 

Следующая игра называется «Поможем маме»

Мы помогаем маме приготовить обед. Рубим (режем) грибы для грибницы, покусывая  язык от кончика к корню с одновременным ударом ребром ладони по столу. В данной игре добиваемся синхронного движения челюсти и вначале правой, затем  левой руки, и обеих рук.

 

Игра «Прятки»

Эту игру я использовала для  развития подвижности языка и умения переключаться с одного движения на другое. Развивала умение удерживать язык на нижней  губе с одновременным обхватом  одной кисти кистью другой и чередованием рук.

 

 

Игра «Накроем стол»

Для отработки верхнего подъема языка (упр. «Чашечка») использовала положение рук в форме « чашечки», что помогало ребенку лучше понять положение языка при удержании позы. Загибаем  по одному пальчику, считая сколько «чашек» поставили на стол «не разбив».

 

Игра «Дежурные»

Язык также в форме «Чашечки», но пальцы прижаты к ладони (чашки пустые). Разгибаем по одному пальчику (убираем со стола). Язык убирается в рот при разгибании последнего пальца. Помогает ребенку удерживать язык под счет от 1 до 5. Затем усложняем эту игру, используя обе руки. На одной руке разгибаем пальцы, считая количество убранных «чашек», а на второй – считаем количество убранных столов в группе, сгибая пальцы.

 

Игра «Качели».

Движения языка вверх-вниз синхронизируются с движениями рук ладонями вверх-вниз и слегка загнутыми пальцами.

 

Следующая игра, которую я использую при постановке (вызывании) звука (р) называется «Останови лошадку». Логопед сидит, вытянув руки вперед - это «вожжи». Ребенок находится напротив, держа логопеда за руки – он « наездник». Ребенок встряхивает «вожжи» - едет на лошадке, одновременно щелкая языком. Логопед тянет руки к себе, а ребенок, в это время,  резко сжимая руки логопеда, тянет их к себе – останавливая «лошадку» и одновременно произносит сочетание  «трр». Одновременное напряжение пальцев рук и, следовательно, напряжение языка дает неплохой результат. Однако следует учитывать то, что данная игра используется, когда мышцы языка уже достаточно тренированы.

На этапе автоматизации звуков я также сочетаю артикуляцию с движениями рук, используя другие игры, например, «Обезьянки». Детям дается инструкция, что сейчас они «обезьянки», а они очень любят дразниться, повторяя различные движения. Чаще всего я использую эту игру, при автоматизации звука «р» когда тонкие мышцы языка еще недостаточно развиты, а значит,  и нет четкого звука. Требуется многократное повторение и на помощь приходит игра. На этом этапе мы соединяем сочетание «тр» с гласными. На каждый гласный звук дается определенное положение пальцев рук, а сочетание «тр» остается неизменным, что помогает ребенку легче автоматизировать звук. Приведу некоторые движения, используемые мной в коррекции звука «Р».

Рот широко открыт –звук А- пальцы рук подняты вверх и разведены

Пальцы рук сжимаются и одновременно произносится сочетание «тр»

Губы округлены, как при О- хлопок руками

Пальцы рук сжимаются и одновременно произносится сочетание «тр»

Губы вытягиваются в трубочку, как при О - Пальцы сведены, направлены вверх, перекрещивание рук – звук «О»

Пальцы рук сжимаются и одновременно произносится сочетание «тр»

Губы растянуты в улыбке – звук «Ы» - пальцы рук горизонтально, соприкасаются средние пальцы

Пальцы рук сжимаются и одновременно произносится сочетание «тр»

Когда логопед играет с детьми, им приходится быть очень внимательными, чтобы правильно повторить движение и не выпасть из темпа, предлагаемого логопедом.

Естественно при автоматизации других звуков используются другие движения пальцев рук. Например, при автоматизации звука «С» пальцы рук складываются «горкой» ладонью вниз, при «Ш» - «чашечкой» -ладонью вверх. Отработанные таким образом сочетания помогают в дальнейшем при дифференциации звуков. Другое положение пальцев рук – другое положение языка, следовательно и разные звуки.

Не секрет, что при автоматизации звуков требуется многократное повторение поставленного звука. Есть дети, которые с удовольствием выполняют предложенные задания, но есть и те, кто в силу каких-то личностных качеств быстро теряют интерес и качество коррекции при этом снижается. Следовательно, нужны такие игры, которые  не только поднимут интерес, но и задействуют другие анализаторы. В данном случае я использую тактильные ощущения ребенка. Различные поглаживания, похлопывания создают более тесные и доверительные отношения с ребенком. Дети с удовольствием играют в игру «Глажу –шлепаю». Ладонь ребенка лежит на столе. Сверху рука логопеда. Ребенок повторяет слова за логопедом. Если слово повторено правильно – глажу, если нет –шлепаю уже на этапе дефектного произношения отрабатываемого звука.

Когда дети уже достаточно свободно произносят звук, но в речи он отсутствует, играем в игру «Цап-цап- убери палец!»  Данную игру можно использовать при автоматизации любого звука, меняя при этом контрольное слово. Например, ребенку предлагается держать указательный палец под ладонью логопеда, повторяя за ним предложенные слова, но контрольное слово он повторять ни в коем случае не должен, резко отдернув палец. Если это слово «тигр», если ребенок не отдернул вовремя палец, повторив слово, значит «тигр» его « съел». Пальцы логопеда при этом сжимаются, обхватывая палец ребенка.

На этапе автоматизации звука во фразах, стихах, потешках  хороший результат дают стихи  с одновременным показом их руками.

Желание детей быстро и точно воспроизвести движение стимулировало запоминание на всех этапах работы над звукопроизношением.  На начальных этапах работы  дети старались «собрать» полную корзину самых красивых и ровных грибов, накрыть стол «не разбив» ни одной чашки, быстро раскачаться на «качелях», что позволяло скучные упражнения на удержание позы, развитие подвижности языка превратить в увлекательную игру-соревнование: «Кто больше?»,  «Кто лучше?» Дома дети требовали от родителей продолжения игры. С удовольствием сообщали на занятии, что собрали больше грибов, чем мама или папа и лучше и быстрее «накрыли» стол. На этапе автоматизации звуков игры стимулировали не только желание произнести правильно, но и слуховое внимание, умение контролировать собственное произношение.  Таким образом, и родители, обычно далекие от процесса  коррекции  включались  в игру-соревнование, стимулируя у детей желание, работать над речью.

 

Литература

  1. Кольцова. М.С. Рузина. Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг. ИД «МиМ», 1998.
  2. Савина, Т.В. Крылова.  Большой букварь. Москва, 1999.         
Категория: Мои статьи | Добавил: иришка (17.05.2015)
Просмотров: 303 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar