Главная » Статьи » Мои статьи

Нетрадиционные приемы развития пальцевой моторики.

Нетрадиционные приемы развития пальцевой моторики.

 

Кича И.Г.  учитель – логопед  МАДОУ       

«Детский сад №170 «Светлячок» КГО        

 

                                   «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»

                                                                                        Сухомлинский В.А.

 

                  В настоящее время много говорят о зависимости между точными движениями пальцев рук и формированием речи ребенка. Во время тренировки пальцев непроизвольно развиваются органы артикуляции, речь ребенка становится отчетливой, исчезает нечеткость произношения. Слаженная и умелая работа пальчиков помогает развиваться речи и интеллекту, оказывает положительное воздействие на весь организм в целом.

Для проведения упражнений используются подносы, картон, бумага; пластилин; простые и цветные карандаши; альбомы для рисования; клей; краски,  пластиковые тарелочки, цветная и белая фасоль, горох, бобы, зерна кофе, семечки подсолнечника, а также семена овощей и фруктов (тыквы, арбуза, дыни), крупы (манная, гречневая, рис, пшено).

Обычная крупа скрывает в себе огромное количество возможностей по развитию мелкой моторики. Широко известны такие приемы, как рисование на подносе и изготовление панно.   Мелкую крупу можно использовать для пальчикового рисования. Для этого надо высыпать крупу на поднос ровным слоем. Сначала порисуйте сами. Главное – заинтересовать, увлечь ребенка. Проводя пальчиком по крупе, получится яркая контрастная линия. При рисовании и письме на подносе  с манной крупой можно использовать тонкие палочки,  либо рисовать разными пальцами. Рисовать можно все, что угодно:  линии, домики, круги, заборы, облака. Можно изучать форму, буквы и цифры. После выполнения каждого задания поднос можно аккуратно встряхнуть, чтобы поверхность опять стала ровной.

На первых этапах работы детям предлагается сортировать крупу, угадывать с закрытыми глазами, катать между большим и указательным пальцем, придавливать поочерёдно всеми пальцами обеих рук к столу, стараясь при этом делать вращательные движения.

При работе с крупой можно использовать различные варианты. Одним детям легче обвести трафарет и на его основе создавать свой рисунок, а другим интереснее опираться на готовый образец и изменять его по своему усмотрению. Аккуратно выкладывать крупинки дошкольник может научиться в более старшем возрасте.

Для изготовления панно, основой которого служит   пластина, необходимо вырезать из картона  форму и аккуратно налепить сверху пластилин ровным тонким слоем. На эту поверхность выкладывается орнамент из зерновых или бобовых с несильным вдавливанием в пластилин. В качестве материала при выполнении орнаментов, панно, украшений используйте крашеные семена дыни, тыквы или крупы (пшено).

Велико разнообразие поделок, которые можно смастерить из подручных средств. Кроме доставленного удовольствия эта работа развивает у детей координацию движений, внимательность, изобретательность и расширяет словарный запас, их представления о формах и размерах предметов. Дети могут фантазировать и изобретать.

Многие нуждаются в поощрении для начала занятий. Но, с течением времени, чем больше уделяется внимания развитию навыков ребёнка и обеспечению его материалами, тем большей будет польза от занятий. Пробудить творчество ребёнка, подсказать интересное решение помогают рисунки, схемы, трафареты, стихи.

Помимо рисования на подносах и выкладывания панно, крупа, кофе и бобовые будут полезны в следующих упражнениях:

  • массаж ладоней с помощью горошины (катать горошины между ладонями с внутренней и внешней стороны; придавливать горошину к столу и вращать ее каждым пальчиком);
  • раскладывание в мисочки;
  • выкладывание геометрических или растительных орнаментов по опорным точкам;
  • угадывание на ощупь, в каком мешочке лежат семечки, зерна, крупа, бобовые;
  • выкладывание цифр, букв;

Чтоб упражнения проходили веселее и ярче, необходимо проводить их в игровой форме: действовать можно разными пальчиками, пальчиками обеих рук, с использованием палочек, с открытыми и закрытыми глазами.

  На НОД обязательно включаются физкультминутки как элемент двигательной активности и переключение на другой вид деятельности. Физкультминутки проводятся в сочетании движений с речью детей. Для детей с нарушением речи проговаривание стихов одновременно с движениями обладает рядом преимуществ: речь как бы ритмизируется движениями, делается более громкой, четкой и эмоциональной, а наличие рифмы положительно влияет на слуховое восприятие. Использование физкультминуток с речевым сопровождением в стихотворной форме позволяет достичь наибольшего обучающего эффекта.

 

Категория: Мои статьи | Добавил: иришка (10.05.2015)
Просмотров: 264 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar